Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Н.И. Шилкина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.И. Шилкин, являющийся инвалидом II группы вследствие общего заболевания, участником Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии (подпункт "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"), оспаривает конституционность пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", предусматривающего установление дополнительного ежемесячного материального обеспечения: а) инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - в размере 1000 рублей; б) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - в размере 500 рублей; в) вдовам военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовам умерших инвалидов Великой Отечественной войны - в размере 500 рублей; г) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - в размере 500 рублей; д) бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто - в размере 500 рублей.
По мнению Н.И. Шилкина, оспариваемый пункт Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 противоречит статьям 7, 19, 35, 39 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку не предоставляет участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии (подпункт "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения в размере 1000 рублей, предусмотренном подпунктом "а" пункта 1 названного Указа Президента Российской Федерации.
Оспариваемая норма была применена в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). В целях осуществления гражданами права на социальное обеспечение меры социальной защиты могут устанавливаться указами Президента Российской Федерации в рамках его функций, предусмотренных статьей 80 Конституции Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 направлен на установление дополнительного ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям ветеранов войны с целью повышения их социальной защиты. При этом для разных категорий ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним граждан был установлен разный размер выплаты.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, выделение в особую категорию инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", осуществляется исходя из объективных критериев (определения от 11 апреля 1997 года N 40-О, от 20 ноября 2003 года N 435-О и от 21 декабря 2006 года N 603-О) и, таким образом, не может рассматриваться как нарушающее права граждан, не отнесенных к их числу.
Разрешение же вопроса о выплате участникам Великой Отечественной войны, названным в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", дополнительного ежемесячного материального обеспечения в таком же размере, как инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", связано с внесением изменений в действующее правовое регулирование, что является прерогативой федерального законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шилкина Николая Иосифовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N 2715-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шилкина Николая Иосифовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)