Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина С.С. Макарова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.С. Макаров оспаривает конституционность постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 года N 901 "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации", поскольку, по его мнению, статус Куйбышевского суворовского военного училища должен соответствовать по аналогии статусу специальных ремесленных училищ, предусмотренных этим постановлением, в то время как названное училище относилось к средним общеобразовательным учебным заведениям.
Заявитель также просит признать противоречащими статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и постановлению Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" директиву Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 20 марта 1958 года N орг/9/259нс и приказ Министра обороны СССР от 21 июня 1958 года N 0115, предусматривающие увеличение срока обучения в суворовских военных и нахимовских училищах до 4 лет и зачисление суворовцев, успешно окончивших суворовские военные училища, на второй курс высших общевойсковых командных училищ.
Нарушение своих прав С.С. Макаров усматривает в том, что оспариваемые положения исключают возможность зачета четырех лет (с 1957 года по 1961 год) его обучения в Куйбышевском суворовском военном училище в выслугу лет как военному пенсионеру. Заявитель считает, что суворовские военные училища являются средними специальными учебными заведениями, а поэтому невключение времени обучения в указанных училищах в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим нарушает их равенство с гражданами, обучавшимися в ремесленных училищах, которым период обучения засчитывается в трудовой стаж.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и конкретизирующим ее положениям пункта 3 части первой статьи 3, части первой статьи 96 и статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" граждане обладают правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой, если их конституционные права и свободы нарушаются законом, примененным судом в конкретном деле заявителя. Проверку актов ниже уровня закона Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан не осуществляет. Исключение составляют случаи, когда в жалобе оспаривается конституционность постановления Правительства Российской Федерации, имеющего прямую нормативную связь с федеральным законом, при условии, что эти акты применены в конкретном деле гражданина в неразрывном единстве.
Между тем С.С. Макаров оспаривает конституционность постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации" вне нормативной связи с каким-либо федеральным законом. Кроме того, данное постановление признано утратившим силу в связи с изданием постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 29 сентября 1981 года N 950 "О признании утратившими силу некоторых постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам хозяйственного и социально-культурного строительства", а потому согласно пункту 4 статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" оно не может выступать предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации.
Проверка ведомственных нормативных правовых актов, к числу которых относятся оспариваемые заявителем директива Генерального штаба Вооруженных Сил СССР и приказ Министра обороны СССР, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1, 4 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Макарова Сергея Сергеевича, поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно и поскольку акт, конституционность которого оспаривается, утратил силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N 2717-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Макарова Сергея Сергеевича на нарушение его конституционных прав постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации", а также директивой Генерального штаба Вооруженных Сил СССР и приказом Министра обороны Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)