Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия ходатайства гражданина И.Н. Степанова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Определением от 18 июля 2017 года N 1730-О Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.Н. Степанова на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", поскольку она не отвечала требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
В своем ходатайстве И.Н. Степанов просит разъяснить указанное Определение и указать, должны ли органы власти, отказывающие в проведении публичного мероприятия в предложенном организатором публичного мероприятия месте, предлагать ему другое место, где запланированное мероприятие может быть проведено.
2. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", официальное разъяснение Конституционным Судом Российской Федерации вынесенного им решения дается только в рамках предмета этого решения и лишь по тем требующим дополнительного истолкования вопросам, которые были предметом рассмотрения в судебном заседании; ходатайство о даче такого разъяснения не подлежит удовлетворению, если поставленные в нем вопросы не требуют какого-либо дополнительного истолкования решения.
В Определении от 18 июля 2017 года N 1730-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, в частности, что согласно правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации, при согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов; при этом адресованное организатору публичного мероприятия требование согласования его проведения не означает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, получив уведомление, во всяком случае обязан отреагировать на него посредством доведения до организатора своих предложений об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия; напротив, убедившись в отсутствии обстоятельств, исключающих возможность его проведения, соответствующий орган публичной власти должен предпринять все зависящие от него меры для того, чтобы оно состоялось в заявленном организатором месте и в запланированное время, и не пытаться под любым предлогом найти причины, которые могли бы оправдать необходимость отступлений от предложений организатора публичного мероприятия; организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний. При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что разрешение вопроса о том, были ли уполномоченным органом и заявителем предприняты все необходимые от них действия для согласования проведения публичного мероприятия, организатором которого являлся заявитель, как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, и оценка обоснованности судебных постановлений, принятых по конкретному делу заявителя, не входят в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Данные выводы Конституционного Суда Российской Федерации каких-либо неясностей не содержат и, следовательно, в разъяснении не нуждаются.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Степанова Игоря Николаевича о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 года N 1730-О.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N 2551-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Степанова Игоря Николаевича о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 года N 1730-О"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)