Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) рассмотрено заявление ЗАО "ЭЛЭКС" (далее - Заявитель) от 17.03.2017 N 213 об отмене Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - Комитет) от 20.12.2016 N 218-Р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017-2019 годы, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования для взаиморасчетов ПАО "МОЭСК" с ЗАО "ЭЛЭКС" и по результатам рассмотрения было установлено следующее.
ЗАО "ЭЛЭКС" является территориальной сетевой организацией на территории Московской области. Основными видами деятельности регулируемой организации является передача электрической энергии и осуществление технологического присоединения к сетям.
По мнению Заявителя орган регулирования при расчете индивидуальных тарифов необоснованно занизил величину необходимой валовой выручки (далее - НВВ) организации по следующим статьям затрат:
1. Количество активов (условных единиц);
2. Полезный отпуск электрической энергии;
3. Расходы на оплату труда;
4. Амортизация основных средств;
5. Плата за аренду имущества;
6. Недополученный доход;
7. Налог на прибыль;
8. Расходы на обслуживание заемных средств;
9. Расходы на компенсацию потерь.
Заявитель полагает, что индивидуальный тариф в размере 0,684 руб./кВтч, был установлен Комитетом по ценам и тарифам Московской области неправомерно, с использованием в расчётах исходных данных не соответствующих действительности. Заявитель считает, что акт принят регулирующим органом с превышением своих полномочий и противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования N 1178).
В соответствии с п. 38 Основ ценообразования, перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе размер активов, определяемый регулирующими органами. При установлении индекса изменения количества активов количество активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности на соответствующий расчетный год долгосрочного периода регулирования, определяется регулирующими органами на основании данных за последний отчетный период текущего года о фактически введенных в эксплуатацию в соответствии с долгосрочной инвестиционной программой объектах электросетевого хозяйства с учетом степени их фактической загрузки, определяемой в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.
Объем линий электропередачи и оборудования по расчету Комитета на 2017 год составляет 5 410,30 условные единицы. При проведении расчета учитывался срок действия договоров аренды. В расчет не приняты условные единицы по договорам: от 21.09.2007 N 2646, от 20.04.2010 N 3140, от 02.07.2007 N 2, от 08.01.2008 N 1-э, от 14.12.2011 N 7023, от 31.10.2014 N 29/14.
По мнению Заявителя объем линий и оборудования за 2017 год должен быть принят в размере 7 695,65 у.е. При этом ФАС России отмечает, что Заявитель не представил обосновывающих документов по данной статье затрат. Орган регулирования при расчете количества условных единиц исходил из фактических показателей представленных регулируемой организацией. На основании вышеизложенного ФАС России считает расчет Комитета обоснованным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Согласно представленной информации ЗАО "ЭЛЭКС" полезный отпуск электрической энергии потребителям предлагается в размере 934,127 млн кВтч, поступление электрической энергии в сеть организации 1008,4494 млн кВтч. В предложениях, представленных организацией: полезный отпуск потребителям запланирован на 53,9173 млн кВтч ниже фактического значения 2015 года, поступление электрической энергии в сеть на 58,1634 млн кВтч ниже фактического значения 2015 года; - величина поступления электрической энергии (мощности) в сети ЗАО "ЭЛЭКС" из сетей АО "ВПК "НПО машиностроения" и ПАО "Московская объединенная электросетевая компания", указанная в представленных балансах, значительно ниже величины, указанной в балансах АО "ВПК "НПО машиностроения" ПАО "Московская объединенная электросетевая компания", представленных в адрес Комитета.
Комитет в письменных объяснениях также указал, что увеличение полезного отпуска потребителям ЗАО "ЭЛЭКС" за три месяца 2016 года по отношению к аналогичному периоду 2015 года составило более 4% (на момент формирования документов), при этом, представленные балансы электрической энергии сформированы организацией со снижением указанного показателя.
Письмами от 21.10.2016 N 755, от 02.11.2016 N 800 и от 12.12.2016 N 915 ЗАО "ЭЛЭКС" направило в Комитет скорректированные предложения по балансам электрической энергии и мощности на 2017 год (без учета муниципальных сетей городских округов Железнодорожный и Реутов).
По мнению ФАС России вышеуказанные скорректированные предложения также не соответствуют динамике фактического потребления электрической энергии, передаваемой через сети ЗАО "ЭЛЭКС" (письмо ПАО "Московская объединенная электросетевая компания" от 09.12.2016 N МОЭСК/СС-1165), не соответствуют величинам передачи электрической энергии из сетей смежных сетевых организаций АО "ВПК "НПО машиностроения" и ПАО "Московская объединенная электросетевая компания".
Увеличение полезного отпуска потребителям за 2016 год по отношению к 2015 году составило 3,9%, предлагаемые ЗАО "ЭЛЭКС" показатели указывают на обратную тенденцию, что противоречит фактическим показателям и не соответствует действительности.
На основании вышеизложенного ФАС России установило, что расчет отпуска электрической энергии, произведенный Комитетом в соответствии с информацией представленной смежными сетевыми организациями является обоснованным.
Базовый уровень подконтрольных расходов для ЗАО "ЭЛЭКС" установлен распоряжением Комитета от 19.12.2014 N 165-Р и составил 254 421,52 тыс. руб. В соответствии с вышеуказанным приказом базовым годом для регулируемой организации является 2015 год. При этом фонд оплаты труда, включенный в базовый уровень подконтрольных расходов составил 94 010,63 тыс. руб.
На 2017 год в отношении данной статьи затрат применены коэффициенты индексации (на 2016 - 1,05336, на 2017 - 0,520139). Таким образом, расходы по данной статье затрат были приняты Комитетом на уровне 51 507,88 тыс. руб.
На основании пункта 6 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э, базовый уровень подконтрольных расходов является долгосрочным параметром регулирования, который в течение, долгосрочного периода регулирования не меняется.
На основании вышеизложенного ФАС России считает расчет органа регулирования обоснованным и соответствующим нормативно-правовым актам в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
В соответствии с п. 27 Основ ценообразования, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
ФАС России установлено, что расчет амортизации был произведен органом регулирования исходя из представленных документов бухгалтерской отчетности, а именно бухгалтерского баланса с приложениями, и регистров бухгалтерского учета.
Также в соответствии с п. 27 Основ ценообразования, при определении величины амортизации учитывались размеры средств на финансирование мероприятий инвестиционной программы, утвержденной приказом Министерства энергетики Московской области от 31.10.2016 N 33-Р. На основании произведенного расчета Комитета была получена сумма 120 678,00 тыс. руб. ФАС России считает расчет органа регулирования корректным, и выполненным в соответсвии с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов).
Пунктом 28 Основ ценообразования N 1178, установлено, что в состав прочих расходов регулируемых организаций, учитываемых при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на аренду имущества. При этом размер указанных расходов определяется регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
При проведении расчета также учитывался срок действия договоров аренды.
Таким образом, величина средств по статье "Плата за аренду имущества", включенных в НВВ на содержание электрических сетей на 2017 год зависит от обосновывающих документов, представленных организацией. ЗАО "ЭЛЭКС" не были представлены обоснования расчета на сумму 62 712,98. В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 05.12.2014 N 307-КГ14-5116, организации, являясь профессиональными участниками рынка электроэнергетики, должны быть заинтересованы в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
В этой связи законодательством на регулируемые организации возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа.
Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств. На основании вышеизложенного ФАС России считает расчет органа регулирования на сумму 19 926,79 тыс. руб. обоснованным.
В соответствии с п. 20 Основ ценообразования, в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
На момент принятия тарифного решения последним истекшим отчетным периодом был 2015 год.
В соответсвии сданными бухгалтерской отчетности налог на прибыль для ЗАО "ЭЛЭКС" составил 54 580 тыс. рублей. При этом органом регулирования налог на прибыль был принят в размере 1 746 тыс. рублей. На основании вышеизложенного ФАС России считает, что орган регулирования нарушил п. 20 Основ ценообразования, должен провести анализ.
В соответствии с п. 7 Основ ценообразования N 1178, к экономически обоснованным расходам, в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств. При этом бремя доказывания экономической обоснованности по данной статье затрат лежит на регулируемой организации.
ФАС России отмечает, что в адрес Комитета не представлялись документы, обосновывающие целевое назначение заемных средств. Расходы не были приняты, т.к. не обоснована взаимосвязь с деятельностью по передаче электрической энергии.
На основании вышеизложенного ФАС России считает неучет расходов по статье затрат "обслуживание заемных средств" в составе тарифов ЗАО "ЭЛЭКС" обоснованным.
Письмом от 25.03.2016 N 224 ЗАО "ЭЛЭКС" направило в Комитет предложения сетевой компании по технологическому расходу электроэнергии (мощности) - потерям в электрических сетях.
В предложениях, представленных организацией величина потерь электрической энергии определена организацией некорректно, без учета долгосрочного параметра регулирования - уровня потерь электрической энергии, установленного Комитетом в отношении ЗАО "ЭЛЭКС".
Письмами от 21.10.2016 N 755, от 02.11.2016 N 800 и от 12.12.2016 N 915 ЗАО "ЭЛЭКС" направило в Комитет скорректированные предложения по балансам электрической энергии и мощности на 2017 год (без учета муниципальных сетей городских округов Железнодорожный и Реутов).
Указанные скорректированные предложения также не учитывают долгосрочного параметра регулирования а именно, уровня потерь электрической энергии, установленного Комитетом в отношении ЗАО "ЭЛЭКС".
На основании вышеизложенного ФАС России считает расчет величины потерь на 2017 год в размере 6,21% обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на электрическую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области электроэнергетики возможна только в случае принятия такого решения с нарушением законодательства Российской Федерации.
Поскольку при расчете тарифов на передачу электрической энергии органом регулирования был нарушен п. 20 Основ ценообразования, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений и городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, на основании решения Комиссии ФАС России от 25.09.2017, приказываю:
1. Признать орган регулирования превысившим полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики, что выразилось в установлении экономически не обоснованных тарифов.
2. Частично удовлетворить требования ЗАО "ЭЛЭКС" в части отмены распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 N 218-Р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017-2019 годы, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования для взаиморасчетов ПАО "МОЭСК" с ЗАО "ЭЛЭКС".
3. Отменить распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 N 218-Р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017-2019 годы, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования для взаиморасчетов ПАО "МОЭСК" с ЗАО "ЭЛЭКС" с 10.11.2017.
4. Предписать органу регулирования расчитать индивидуальный тариф для ЗАО "ЭЛЭКС", включив в НВВ регулируемой организации экономически обоснованные затраты по статье "Налог на прибыль" на основании данных бухгалтерской отчетности ЗАО "ЭЛЭКС" за 2015 год, с учетом ведения организацией раздельного учета.
5. Указанное в пункте 4 резолютивной части настоящего приказа тарифное решение принять до 10.11.2017 и ввести в действие с 10.11.2017.
6. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования в течение 10 рабочих дней с даты принятия, указанного в пунктах 4, 5 настоящего приказа решения, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа регулирования, принятие которого предписано пунктами 4, 5 настоящего приказа;
- протокола заседания правления органа регулирования, на котором принималось вышеуказанное решение.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 20 октября 2017 г. N 1394/17 "Об отмене Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2016 N 218-Р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017-2019 годы, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования для взаиморасчетов ПАО "МОЭСК" с ЗАО "ЭЛЭКС"
Текст приказа официально опубликован не был