Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Кулакова А.В. (далее - Заявитель) на действия Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Заказчик), ГКУ Самарской области "Региональный телекоммуникационный центр" (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области (номер извещения 0842200002117000204) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территориях, расположенных в разных районах Самарской области, а также работы по содержанию автомобильных дорог, озеленению, содержанию улично-дорожной сети и подземных пешеходных переходов.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно в документации об Аукционе установлено требование к описанию участниками закупки конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также результаты испытаний товаров.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 100 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 14.12.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ по содержанию автомобильных дорог на территориях, расположенных в разных районах Самарской области, а также работы по содержанию автомобильных дорог, озеленению, содержанию улично-дорожной сети и подземных пешеходных переходов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области.
В соответствии с приложением N 15 государственного контракта документации об Аукционе необходимо выполнить работы по содержанию автомобильных дорог в 50 районах во всей Самарской области. Протяженность дорог, требующих обслуживания, составляет около 7 тысяч км.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа не представили доказательств, подтверждающих, что все объекты, на которых необходимо выполнять работы по содержанию автомобильных дорог функционально и (или) технологически неразрывно связаны между собой. При этом, из положений документации об Аукционе, не следует функциональная и технологическая связь указанных объектов, что обусловило объединение закупаемых работ по данным объектам в один лот закупки.
В соответствии с документацией об Аукционе в рамках исполнения контракта предусмотрены следующие виды работ, а именно: содержание автомобильных дорог, улично-дорожной сети, подземных пешеходных переходов, содержание светофорных объектов, озеленение.
По мнению Заявителя, указанные работы необходимо разделить на три вида: содержание объектов благоустройства, содержание объектов озеленения, содержание автомобильных дорог.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что комплекс работ, которые необходимо выполнить в рамках объекта закупки, функционально и технологически связаны между собой, а также по своей сути являются однородными, взаимозаменяемыми, в следствие чего, необходимо выполнять комплекс работ в рамках одной закупки, обратного Заявителем не доказано.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, расположенных в разных районах Самарской области не связанных между собой, что приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно в документации об Аукционе установлено требование к описанию участниками закупки конкретных показателей химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также результаты испытаний товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении приложение N 1 к информационной карте документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как:
"Адгезионная добавка. Содержание адгезионной добавки в битуме (битумном вяжущем) должно быть от 0,3 до 1,2% от массы битума.
Асфальтобетонные смеси. Общее содержание зерен крупнее 5 мм в зерновых составах минеральной части горячих мелкозернистых плотных асфальтобетонных смесей типа Б должно быть от 45 до 50%. Общее содержание зерен крупнее 5 мм в зерновых составах минеральной части горячих мелкозернистых плотных асфальтобетонных смесей типа В должно быть от 35 до 40%".
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при заполнении первой части заявки на участие в Аукционе необходимо указать товары из приложение N 1 к информационной карте документации об Аукционе, а также конкретные показатели указанных товаров, которые содержатся в приложении N 6 документации об Аукционе, например, такие как: пористость минерального остова, % по объему; остаточная пористость % по объему; индекс распада при использовании песка кварцевого и кварца пылевидного; условная вязкость; содержание остаточного вяжущего; скорость начальной абсорбции воды; удельная эффективная активность естественных радионуклидов; временное сопротивление разрыву металла; предел текучести металла и другие.
Вместе с тем, из положений документации об Аукционе не представляется возможным определить в отношении каких именно положений документации об Аукционе, участнику закупки требуется указать конкретные показатели товаров, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
При этом, в соответствии положениями инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлена, в том числе следующая информация:
"по виду показателей N 1 участники предоставляют конкретные значения показателей, для которых указаны минимальные и (или) максимальные значения;
по виду показателей N 2 участники выбирают конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений на выбор и в соответствии с характеристиками товара (ов), предлагаемых участником к использованию при выполнении работ. В случае установления возможности выбора нескольких конкретных значений, участник вправе выбрать/определить несколько конкретных значений;
по виду показателей N 3 участники указывают конкретное значение. Данный вид показателя участник не вправе изменять;
по виду показателей N 4 участник размещения заказа указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значение), для которого установлены требования к значению нижней и (или) верхней границе диапазона".
Комиссия приходит к выводу, что из документации об Аукционе не представляется возможном прийти к однозначному выводу какие именно товары подходят в качестве показателей N 1, 2, 3, 4.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки товаров в составе своих заявок на участие в Аукционе, используемых при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог, а также установивших ненадлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В качестве подтверждения опыта участник закупки должен представить: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области. Код ОКПД 2 - 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов".
Согласно положениям документации об Аукционе, состав работ по содержанию автомобильных работ, предусмотренных в рамках исполнения контракта, не содержит работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД 2.
Учитывая изложенное, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу о том, что работы, предусмотренные документацией об Аукционе, относятся к строительным работам, для выполнения которых устанавливаются дополнительные требования в соответствие с Постановлением N 99.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены требования к участникам закупки согласно Постановлению N 99 в документации об Аукционе.
На основании изложенного, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу Кулакова А.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 04.12.2017 N К-1644/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 декабря 2017 г. N К-1644/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был