Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Элитстрой-Престиж" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на Закупка имущества вещевой службы (музыкальные инструменты) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2018 году. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100004517001777) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе в части применения участниками закупки при составлении заявки на участие в Аукционе символов "-", ".", ",", "*".
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 17.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 59 176 986 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 04.12.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 08.12.0217.
Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе в части применения участниками закупки при составлении заявки на участие в Аукционе символов "тире", "*", "точка", "запятая".
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать указанную, в том числе, следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1.1 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии); наименование страны происхождения товара предлагаемого для поставки".
Пунктом 1.2 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее положение: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения".
Пунктом 7 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к товару "Труба Bb, студенческая": "Материал пистонов: медно-никелевый сплав марки НМЖМц 28-2,5-1,5 по ГОСТ 492-2006".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно ГОСТ 492-2006 "Никель, сплавы никелевые и медно-никелевые, обрабатываемые давлением. Марки" по показателю "материал пистонов" товара "Труба Bb, студенческая" участникам закупки необходимо указать конкретный показатель без изменений в соответствии с требованиями документации об Аукционе, а именно "медно-никелевый сплав марки НМЖМц 28-2,5-1,5 по ГОСТ 492-2006", поскольку марка НМЖМц 28-2,5-1,5 является условным обозначением материала, которое раскрывает его характеристики, и указывается в первой части заявки без изменений.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил в составе жалобы доказательств, свидетельствующих о том, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция в отношении применения символа "тире".
Пунктом 1.2 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее положение: "В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка)".
Пунктом 23 Технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к товару "Валторна F/Bb, двойная, полупрофессиональная": "Диапазон: [F...f2*]".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что применение символа "*" осуществляется в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе. При этом в техническом задании документации об Аукционе символ "*" используется только в пункте 23 в отношении показателя "Диапазон" товара "Валторна F/Bb, двойная, полупрофессиональная" и в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе в случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей не обеспечил и не представил в составе жалобы доказательств, свидетельствующих о том, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция в отношении применения символа "*".
Пунктом 1.2 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее положение: "В случае, если значения или диапазоны требуемых значений указаны с использованием символа "запятая", "\" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ". При этом "Точка разделяет десятичные значения математических показателей".
Техническое задание документации об Аукционе содержит, в том числе, например, следующие требования к показателям товаров:
- пункт 92 "Струны стальные": "Натяжение струны До: 6.4 кг. Натяжение струны Соль: 6,8 кг";
- пункт 92 "Струны для виолончели": "Натяжение струны До: 6.4 кг. Натяжение струны Соль: 6,8 кг" и другие.
Представители Заказчика пояснили, что требования к показателям "вес", "натяжение струны", имеющим единицу измерения "кг" в числовом значении, символы "запятая" и "точка" отделяют десятичную дробь, в связи с чем положения инструкции по заполнению первой части заявок на участие в Аукционе о применении символов "запятая", "\" не применяются.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что положения инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе и Техническое задание документации об Аукционе не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку вводят участников закупки в заблуждение, ввиду того, что десятичные дроби обозначены и через символ "точка", и через символ "запятая", при этом согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе в случае, если значения или диапазоны требуемых значений указаны с использованием символа "запятая" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ, что невозможно в отношении десятичных дробей.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1.2 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее положение: "В случае, когда отдельные значения показателей товаров (материалов) представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, то участникам закупки допускается в заявке указывать значения данных параметров либо в диапазонном виде согласно ГОСТ или согласно данным производителей или согласно инструкции для данного параметра описываемого материала, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к поставке товара (в данном случае подача участником закупки заявки с конкретными характеристиками, означает, что Участник закупки обладает конкретной информацией относительно данных характеристик)".
Комиссия приходит к выводу о том, что положения инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит положений, определяющих в соответствии с какими именно действующими государственными стандартами, нормами и в отношении каких именно показателей испытаний участник закупки может указать диапазонное значение в заявке на участие в Аукционе, также не установлено какие именно показатели являются диапазонными по своей сути. При это вышеуказанное положение инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе может неодинаково применяться к различным заявкам на участие в Аукционе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего ненадлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе в документации об Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Элитстрой-Престиж" обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе в отношении символов "точка", "запятая".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 06.12.2017 по делу N К-1658/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.