Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Тольяттистрой" (далее - Заявитель) на действия ФГАОУ ВО "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева" (далее - Уполномоченный орган), Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ строительство объекта "Общежитие федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0342100017717000005) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно изменен объект закупки при проведении Запроса предложений;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно размещено в ЕИС извещение об осуществлении Запроса предложений ранее, чем в десятидневный срок с момента внесения изменений в план-график.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 01.12.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 207 898 644,46 рубля;
4) на участие в Запросе предложений подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Запросе предложений допущен 1 участник закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе предложений - 07.12.2017;
7) победителем Запроса предложений признано ООО "Строительные системы" с предложением о цене контракта 207 898 644,46 рубля.
1. Как следует из довода жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно изменен объект закупки при проведении Запроса предложений на основании, предусмотренном частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе, а именно изменена начальная (максимальная) цена контракта, срок выполнения работ.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимся в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объявленный 23.08.2017 Заказчиком, Уполномоченным органом электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Общежитие федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)" с начальной максимальной ценой контракта 247 460 761, 95 рубль (номер извещения в ЕИС 0342100017717000001) (далее - Аукцион), признан несостоявшимся в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Согласно ЕИС, объектом закупки Запроса предложений является выполнение работ по строительству объекта "Общежитие федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 207 898 644,46 рубля.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что объект закупки Запроса предложений по сравнению с Аукционом не изменен. При этом, уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, изменение порядка оплаты, выразившееся во включении в проект контракта документации о Запросе предложений, условия о выплате аванса, а также сокращение количества закупаемых товаров, используемых при оказании услуг, явились следствием изменения лимитов бюджетных обязательств Заказчика на 2017 год, что подтверждается представленным на заседание Комиссии письмом от 05.12.2017 N 116-174 Уполномоченного органа в адрес Заказчика.
Кроме того, согласно пояснениям представителей Уполномоченного органа срок выполнения работ продлен с 30.11.2018 по 20.12.2018, в связи с потребностью Заказчика, Уполномоченного органа, так как выполнение работ, которые являются предметом Запроса предложений осуществляется в соответствии с проектно-сметной документацией, размещенной в ЕИС в составе документации о Запросе предложений, получившей положительное заключение государственной экспертизы N 63-1-4-0584-13, которой предусмотрен срок выполнения работ.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика, Уполномоченного органа, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно размещено в ЕИС извещение об осуществлении Запроса предложений ранее, чем в десятидневный срок с момента внесения изменений в план-график.
Согласно пункту 3 части 13 статьи 21 Закона о контрактной системе план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, в том числе в случае изменения даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
В соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 статьи 21 Закона о контрактной системе изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Согласно сведениям ЕИС, изменения в план-график в отношении проводимой закупки внесены 01.12.2017.
Вместе с тем, 01.12.2017 Заказчиком, Уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении Запроса предложений.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, разместивших в ЕИС извещение об осуществлении Запроса предложений ранее, чем в десятидневный срок с момента внесения изменений в план-график в отношении Запроса предложений, нарушают часть 14 статьи 21 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.5 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Запросе предложений подано 3 заявки.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения.
3. Согласно пункту 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде показателей товаров, установленных в приложении N 2 к техническому заданию документации о Запросе предложений, отсутствуют единицы измерения показателей товаров, по следующим позициям (включая, но не ограничиваясь): N 14 "Грунтовка - условная вязкость - 45-46", N 149 "Краска водоэмульсионная - вязкость при температуре 20°С - от 30", N 167 "Шпатлевка водно-дисперсионная - Время высыхания до стадии 3 - не более 2", N 360 "Решетки жалюзийные регулируемые из алюминиевого профиля с порошковым покрытием, размером 150*150, 250*150, 150*200, 250*250". N 383 "Ручной насос - габаритные размеры 250*200*600".
Согласно пояснениям представителей Уполномоченного органа, отсутствие в приложении N 2 к техническому заданию документации о Запросе предложений единиц измерения по ряду показателей товаров, является следствием технической ошибки, при этом при формировании заявки на участие в Запросе предложений необходимо считать единицей измерения, единицу измерения, установленную для данной характеристики соответствующим ГОСТом.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Запросе предложений подано 3 заявки, при этом по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
4. Согласно пункту 1 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать, в том числе информацию, указанную в пункте 1 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 17 информационной карты документации о запросе предложений содержится, в том числе следующая информация: "Участник запроса предложений, с которым заключается контракт, обязан представить обеспечение исполнения контракта в сроки и в порядке, установленном Законом и настоящим пунктом информационной карты, в размере 34 677 493 (Тридцать четыре миллиона шестьсот семьдесят семь тысяч четыреста девяносто три) рубля 90 копеек".
Вместе с тем, пунктом 10.2 проекта контракта документации о Запросе предложений установлено: "Размер обеспечения исполнения Контракта устанавливается в размере 10% от начальной (максимальной) цены Контракта и составляет 24 746 076 (Двадцать четыре миллиона семьсот сорок шесть тысяч семьдесят шесть) рублей 20 копеек".
Как следует из пояснений представителей Уполномоченного органа, наличие указанного противоречия в отношении размера обеспечения исполнения контракта, является следствием технической ошибки. При этом, согласно информационной карте документации о Запросе предложений, извещению о проведении Запроса предложений, размер обеспечения исполнения контракта составляет: 34 677 493,90 рубля.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 7 статьи 83 Закона о контрактной системе к документации о проведении запроса предложений прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства N 1042 (далее - Правила).
Согласно извещению о проведении Запроса предложений, закупка в ЕИС размещена 01.12.2017.
Пунктами 7.3 - 7.5 проекта контракта документации о Запросе предложений установлено:
- "7.3. В случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет Генподрядчику требование об уплате пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается Контрактом в размере, определенном в следующем порядке. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, приравненной к ключевой ставке Банка России от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком, и определяется по формуле:
,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Генподрядчиком обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приемке результатов выполнения работ;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
С=СЦБ*ДП,
где:
СЦБ - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
К=ДП/ДК*100%,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по Контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату уплаты пени.
Генподрядчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Заказчика.
7.4. За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Генподрядчик вправе потребовать от Заказчика выплаты штрафа в виде фиксированной суммы, которая определяется по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей. Заказчик освобождается от уплаты штрафа, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязательств произошло вследствие непреодолимой силы или по вине Генподрядчика.
7.5. За ненадлежащее исполнение Генподрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Генподрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Генподрядчик уплачивает Заказчику штраф в виде фиксированной суммы, которая определяется по правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Генподрядчик освобождается от уплаты штрафа, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязательств произошло вследствие непреодолимой силы или по вине Заказчика".
Изучив проект контракта документации о Запросе предложений, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации о Запросе предложений не установлены соответствующие требованиям Постановления N 1042 правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают части 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно пункту 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать, в том числе требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
Техническим заданием документации о Запросе предложений установлены следующие требования к товарам, такие как:
"Швеллеры N 40": момент инерции Iy, см4, 760,0/642,0, момент инерции Ix, см4, 15260/15220".
"Затирка для плиточных швов: прочность на сжатие 3,0 Мпа".
"Краска водоэмульсионная: укрывистость высушенной пленки - 120 г/м".
"Блок оконный: коэффициент пропускания света не менее 0,40".
"Плитки керамические плинтусные прямые. Предел прочности при изгибе, МПа, не менее 15" и другие.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений результатов испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Запросе предложений помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытания таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации о Запросе предложений излишние требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ в составе заявок, нарушают пункт 3 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Запросе предложений подано 3 заявки, при этом по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
7. В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 1466) установлен срок оплаты поставленных субподрядчиком, соисполнителем товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
В соответствии с пунктом 5.6. раздела 5 "Привлечение субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства" проекта контракта документации о Запросе предложений установлена обязанность подрядчика: "Оплачивать выполненные субподрядчиком работы (ее результаты), отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, в течение 30 дней с даты подписания Генподрядчиком документа о приемке выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения договора".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в проекте контракта документации о Запросе предложений ненадлежащий срок об оплате субподрядчику, соисполнителю из числа субъектов малого предпринимательства выполненных работ, оказанных услуг нарушают часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила, Постановление N 1085).
Согласно пункту 2 Правил, правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации о проведении Запроса предложений использованы критерии оценки заявок регламентированные Постановлением N 1085.
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В документации о проведении Запроса предложений установлен следующий порядок оценки заявок участников Запроса предложений:
1. Цена контракта - значимость критерия 90%;
2. Квалификация участника закупки - значимость критерия 10%;
В соответствии с документацией о Запросе предложений оценка заявок по критерию "Квалификация участника закупки" осуществляется с учетом следующего показателя:
"Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами".
Комиссия, учитывая, что по результатам закупки заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, приходит к выводу, что порядок оценки заявок, установленный Заказчиком в документации о Запросе предложений, не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку не содержит показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" со значимостью не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации о Запросе предложений надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях/
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку только одна заявка признана соответствующей требованиям документации о Запросе предложений, Закона о контрактной системе, в связи с чем указанный порядок оценки не применялся.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Тольяттистрой" обоснованной в части размещения в ЕИС извещения об осуществлении Запроса предложений ранее, чем в десятидневный срок с момента внесения изменений в план-график.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 14 статьи 21, части 7 статьи 30, частей 7, 8 статьи 34, пунктов 2, 3, 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения по делу от 08.12.2017 N К-1684/17, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по указанным нарушениям переданы на основании решения от 08.12.2017 по делу N К-1684/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.