Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "РостовОблСтрой" (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в Ростовской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Управления судебного департамента в Ростовской области (далее - Аукционная комиссия), АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений здания Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0158100010117000347) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, выразившимися в принятии неправомерного решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 24.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 533 584,56 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.12.2017;
5) на участие в Аукционе подано 8 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 08.12.2017;
8) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
9) победителем Аукциона признано ООО "Альянс" с минимальным предложением о цене контракта 1 456 622,77 рубля.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.12.2017 N 0158100010117000347-1-1 Заявителю (заявка с порядковым номером 2) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "Требования заказчика по п. Клей для обоев КМЦ: "Представляет собой гранулированный порошок различных цветов", предложение участника: "Представляет собой гранулированный порошок различных цветов". Согласно инструкции по заполнению заявки: (п. 3.2.7 документации об аукционе): "В случае, если заказчиком при описании объекта закупки применяется термин "различный", участник должен указать одно точное значение показателя".
Пунктом 14 технического задания документации об Аукционе (далее - Техническое задание) установлено требование к товару "Клей для обоев КМЦ" "Представляет собой гранулированный порошок различных цветов".
В соответствии с пунктом 3.2.7. "Инструкция по заполнению заявки" (далее - Инструкция) в случае, если заказчиком при описании объекта закупки применяется термин "различный", участник должен указать одно точное значение показателя.
На заседании Комиссии установлено, что в Техническом задании отсутствуют показатели товаров с термином "различный". При этом в Инструкции надлежащим образом не установлен порядок заполнения заявки при наличии показателя товара, сопровождающегося термином "различный" с учетом всех родов, чисел и падежей.
Вместе с тем Инструкция устанавливает, что, если Заказчиком при описании объекта закупки применяется термин "любой", "требуемый" (во всех родах, числах и падежах) со ссылкой на соответствующий стандарт, участник должен указать одно точное значение показателя в соответствии с данным стандартом.
По мнению Комиссии, при наличии в Инструкции правил заполнения заявки по товарам, к которым применяется термин "любой", "требуемый" (во всех родах, числах и падежах), необходимо правило порядка заполнения заявки по товарам, сопровождающихся термином "различный" с учётом всех родов, чисел и падежей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
2. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно сведениям, представленным в ЕИС, сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг ноябрь-декабрь 2017. Вместе с тем, пункт 4.1. проекта государственного контракта устанавливает, что работы осуществляются в течение 5 дней с даты заключения государственного контракта.
Таким образом, указанные действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом срок выполнения работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что Техническое задание, содержащее сведения о показателях товаров N 1 "Винты", 2 "Гвозди строительные", 6 "Заглушка торцевая", 7 "Заглушка торцевая", 8 "Плинтуса для полов", подлежащих в соответствии с частью 3 статьи 66, пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе описанию участником закупки в составе заявки, размещено Заказчиком в ЕИС с ограничением поиска и копирования фрагментов текста.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС Техническое задание, содержащее сведения о значениях показателей товаров, используемых при выполнении работ (оказании услуг), документации об Аукционе в формате, не обеспечивающем возможности для поиска и копирования фрагментов, не соответствуют части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
4. В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 статьи 68 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 1.6.7. Раздела I Документации об аукционе вместе со вторыми частями заявок Оператор электронной площадки направляет Заказчику для ознакомления наряду с документами, предусмотренными пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе заявление этого участника о его аккредитации на электронной площадке, адрес электронной почты этого участника для направления Оператором электронной площадки уведомлений и иной информации.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, выразившиеся в установлении требования о направлении Оператором электронной площадки документов, не предусмотренных пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 4 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "частью 4" следует читать "частью 4 статьи 65"
При этом, согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что в разъяснениях N РД1 от 28.11.2017, N РД2 от 30.11.2017, N РД3 от 30.11.2017 содержатся вопросы о корректности установления Заказчиком параметров высоты товаров N 8 "Плинтус для полов" и N 12 "Уголок для пластикового плинтуса".
В ответ на запрос разъяснений N РД3 от 30.11.2017 положений документации об Аукционе, Заказчиком в ЕИС размещены, в том числе, следующие разъяснения (перечень ответов, указанный в данном решении, не является исчерпывающим):
Вопрос: "П. 11. "Соединитель для пластикового плинтуса", п. 12 и п. 13 "уголок для пластикового плинтуса". Может ли высота соединителя и уголков быть равна высоте плинтуса?".
Ответ: "В Техническом задании п. 8 "плинтус для полов" требуется "не менее 49 мм". Размеры деталей для пластикового плинтуса считать в соответствии с размером плинтуса для пола, к которому эти детали будут подходить".
На заседании Комиссии установлено, что аналогичные ответы по вопросу соответствия высоты плинтуса для полов и внутреннего уголка к нему содержатся в иных разъяснениях положений документации об Аукционе.
Таким образом, разъяснения положений документации об Аукционе в отношении высоты внутреннего уголка для пластикового плинтуса и плинтуса для полов изменяют суть документации об Аукционе, что является нарушением части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "РостовОблСтрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2, 5 статьи 65, части 5 статьи 67, части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 11.12.2017 по делу N К-1689/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 декабря 2017 г. N К-1689/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был