Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ФГАОУ ВО "СППУ Петра Великого" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Единая комиссия), Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта по лоту N 2 на выполнение ОКР "Разработка проектно-конструкторской документации и изготовление опытного образца камеры приема-запуска очистных и интеллектуальных устройств" Шифр "Камера приема-запуска очистных и интеллектуальных устройств" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100009517000182) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, которой оценены заявки участников закупки не в соответствии с порядком оценки, установленным по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики работ".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 19.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 230 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.10.2017;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 20.10.2017;
6) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки, из которых 4 заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации.
7) победителем Конкурса признано АО "ЦНИИ "Курс" с предложением о цене контракта 230 000 000 рублей.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики выполняемых работ" (далее - Критерий N 1) - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6, максимальное количество баллов 100.
Критерий N 1 содержит следующий порядок оценки заявок:
"Качество работ" в части выполнения п. 3 Раздела III "Требования к функциональным, качественным и экологическим характеристикам выполняемых работ" Конкурсной документации (далее - Техническое содержание). Предмет оценки: предложения участника конкурса по методам и способам выполнения работ, конкретных технических решениях (КБi).
Документы: предложения участника закупки о качественных, функциональных и экологических характеристиках выполняемых работ 4.5 "Предложения о качественных, функциональных и технических характеристиках работ, учитывающие требования Заказчика, изложенные в разделе III. Конкурсной документации".
Количество баллов, присваиваемых заявке на участие в конкурсе по предмету оценки "Предложения участника конкурса по методам и способам выполнения работ, конкретных технических решениях" (КБi) определяется в соответствии со следующей формулой:
КБi=100*(Кi/Кмах), где:
Кi - количество подпунктов пункта 3 раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ", в отношении которых представлено предложение по методам и способам выполнения работ, конкретные технические решения, выполнения работ.
Кмах - максимальное количество подпунктов пункта 3 раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ", среди всех участников конкурса, в отношении которых представлено предложение по методам и способам выполнения работ, конкретные технические решения, выполнения работ.
Оценке подлежит предложение участника конкурса по методам и способам выполнения работ, конкретные технические решения, выполнения работ определенных в пункте 3, раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ". В случае отсутствия в заявке участника конкурса предложения по методам и способам выполнения работ, конкретные технические решения, заявке такого участника присваивается
0 баллов по показателю "Качество работ". Комиссией будут приниматься во внимание предложения по методам и способам выполнения работ, конкретные технические решения в отношении видов работ предусмотренных пунктом 3, раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 28.11.2017 N ПРО 2 (Протокол РО Лот 2 Шифр Камера приема-запуска новый) (далее - Протокол рассмотрения заявок) Заявителю по вышеуказанному критерию присвоено 84,88 баллов (с учетом коэффициента значимости), со следующим расчетом баллов по показателю: КБi=100*(73/86)=84,88.
Согласно пояснениям представителей Заявителя в составе заявки представлены предложения в отношении всех подпунктов (11), указанных в пункте 3 раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ".
В отношении изложенного представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки Заявителя представлены сведения в отношении 73 предложений по методам и способам выполнения работ, конкретных технических решениях из всего количества представленных предложений, которые оценены Единой комиссией в 84,88 баллов, в то время как максимальное количество предложений из представленных участниками закупки составляет 86, и, следовательно, присвоено 100 баллов.
Учитывая, что, согласно пояснениям представителей Заказчика максимальное количество подпунктов пункта 3 раздела III "Требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемых работ" составляет 11, а при рассмотрении заявок в качестве максимального количества применено 86 предложения (предложенные участником закупки), Комиссия приходит к выводу о том, что по Критерию N 1 расчет баллов осуществлялся не по формуле, установленной в Конкурсной документации, а исходя из количества предложений по методам и способам выполнения работ.
Следовательно, действия Единой комиссии, осуществившей ненадлежащим образом оценку заявок участников закупки, нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании решения от 10.11.2017 по делу N К-1558/17, принятого Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок по итогам рассмотрения жалобы Заявителя, в действиях Единой комиссии выявлены нарушения частей 5, 12 статьи 53 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащей оценке заявок участников закупки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" критерия оценки заявок "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ", в ненадлежащем составлении протокола рассмотрения заявок, а также не представлении документов, предусмотренных часть 5 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Для устранения указанных нарушений Заказчику, Единой комиссии до 24.11.2017 предписано, в том числе отменить протокол рассмотрения заявок, повторно рассмотреть заявки участников закупки с учетом решения от 10.11.2017 по делу N К-1558/17.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 28.11.2017 N ПРО 2 размещен 29.11.2017, то есть за пределами срока, установленного в предписании от 10.11.2017 по делу N К-1558/17.
Таким образом, действия Единой комиссии, Заказчика, не исполнивших предписание от 10.11.2017 по делу N К-1558/17, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ФГАОУ ВО "СППУ Петра Великого" обоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушения части 5 статьи 53, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 12.12.2017 по делу N К-1709/17 по выявленным нарушениям соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 декабря 2017 г. N К-1709/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был