Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ВМВ-Сервис ТТ" (далее - Заявитель) на действия ФГАОУ ВО "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева" (далее - Уполномоченный орган), Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ строительство объекта "Общежитие федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0342100017717000005) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно изменен объект закупки при проведении Запроса предложений.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно размещено в ЕИС извещение об осуществлении Запроса предложений ранее, чем в десятидневный срок с момента внесения изменений в план-график.
3. В документации о Запросе предложений Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлено требование о предоставлении участником закупки обеспечения заявки на участие в Запросе предложений.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Запроса предложений размещено в ЕИС - 01.12.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 207 898 644,46 рубля;
4) на участие в Запросе предложений подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Запросе предложений допущен 1 участник закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе предложений - 07.12.2017;
7) победителем Запроса предложений признано ООО "Строительные системы" с предложением о цене контракта 207 898 644,46 рубля.
1. Как следует из довода жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно изменен объект закупки при проведении Запроса предложений на основании, предусмотренном частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе, а именно изменена начальная (максимальная) цена контракта, срок выполнения работ.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимся в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объявленный 23.08.2017 Заказчиком, Уполномоченным органом электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Общежитие федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)" с начальной максимальной ценой контракта 247 460 761, 95 рубль (номер извещения в ЕИС 0342100017717000001) (далее - Аукцион), признан несостоявшимся в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Согласно ЕИС, объектом закупки Запроса предложений является выполнение работ по строительству объекта "Общежитие федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 207 898 644,46 рубля.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что объект закупки Запроса предложений по сравнению с Аукционом не изменен. При этом, уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, изменение порядка оплаты, выразившееся во включении в проект контракта документации о Запросе предложений, условия о выплате аванса, а также сокращение количества закупаемых товаров, используемых при оказании услуг, явились следствием изменения лимитов бюджетных обязательств Заказчика на 2017 год, что подтверждается представленным на заседание Комиссии письмом от 05.12.2017 N 116-174 Уполномоченного органа в адрес Заказчика.
Кроме того, согласно пояснениям представителей Уполномоченного органа срок выполнения работ продлен с 30.11.2018 по 20.12.2018, в связи с потребностью Заказчика, Уполномоченного органа, так как выполнение работ, которые являются предметом Запроса предложений осуществляется в соответствии с проектно-сметной документацией, размещенной в ЕИС в составе документации о Запросе предложений, получившей положительное заключение государственной экспертизы N 63-1-4-0584-13, которой предусмотрен срок выполнения работ.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика, Уполномоченного органа, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно размещено в ЕИС извещение об осуществлении Запроса предложений ранее, чем в десятидневный срок с момента внесения изменений в план-график.
Согласно пункту 3 части 13 статьи 21 Закона о контрактной системе план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, в том числе в случае изменения даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
В соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 статьи 21 Закона о контрактной системе изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Согласно сведениям ЕИС, изменения в план-график в отношении проводимой закупки внесены 01.12.2017.
Вместе с тем, 01.12.2017 Заказчиком, Уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении Запроса предложений.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, разместивших в ЕИС извещение об осуществлении Запроса предложений ранее, чем в десятидневный срок с момента внесения изменений в план-график в отношении Запроса предложений, нарушают часть 14 статьи 21 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.5 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на заседание Комиссии не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что указанное нарушение повлияло на результаты закупки, при этом на участие в Запросе предложений подано 3 заявки.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации о Запросе предложений Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлено требование о предоставлении участником закупки обеспечения заявки на участие в Запросе предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа сообщили, что обеспечение заявок не требуется, что указано в извещении о проведении Запроса предложений.
Вместе с тем, на заседание Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в документации о Запросе предложений Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлено требование о предоставлении участником закупки обеспечения заявки на участие в Запросе предложений, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. Кроме того, решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 08.12.2017 по делу N К-1684/17 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения части 14 статьи 21, части 7 статьи 30, частей 7, 8 статьи 34, пунктов 2, 3, 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе, выразившиеся в следующем:
- размещении в ЕИС извещения об осуществлении Запроса предложений ранее, чем в десятидневный срок с момента внесения изменений в план-график;
- установлении в документации о Запросе предложений ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в запросе предложений в части отсутствия показателя "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" со значимостью не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки;
- установлении в приложении N 2 к техническому заданию документации о Запросе предложений излишних требований к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ в составе заявок;
- отсутствии в приложении N 2 к техническому заданию документации о Запросе предложений единиц измерения по ряду показателей товаров;
- установлении в проекте контракта Документации о Запросе предложений ненадлежащим образом порядка определения размера штрафа, соответствующего требованиям Правительства Российской Федерации, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства,
- наличия разночтения в документации о запросе предложений в части размера обеспечения исполнения обязательств по контракту;
- установлении в проекте контракта Документации о Запросе предложений ненадлежащим образом срока оплаты субподрядчику, соисполнителю из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций выполненных работ, оказанных услуг.
При этом, комиссией ФАС России Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание от 08.12.2017 по делу N К-1684/17 об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ВМВ-Сервис ТТ" обоснованной в части размещения в ЕИС извещения об осуществлении Запроса предложений ранее, чем в десятидневный срок с момента внесения изменений в план-график.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 14 статьи 21, части 7 статьи 30, частей 7, 8 статьи 34, пунктов 2, 3, 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения по делу от 08.12.2017 N К-1684/17, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по указанным нарушениям переданы на основании решения от 08.12.2017 по делу N К-1684/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 декабря 2017 г. N К-1712/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был