Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "Драбант" (далее - Заявитель) на действия Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране административных зданий Минэкономразвития России в 2018 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100008617000111) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 2).
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 17.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Открытый конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 35 971 366,60 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 12.12.2017.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий Порядок оценки по Критерию N 2, который, по мнению Заявителя, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 60%.
2) Критерий N 2 - значимость критерия: 20%.
3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 20%.
Согласно Конкурсной документации, оценка заявок на участие в Конкурсе по Критерию N 2 осуществляется с учетом показателя "Качество оказываемых услуг".
По показателю "Качество оказываемых услуг" Критерия N 2 Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки:
"По каждой заявке конкурсная комиссия оценивает качество Услуг, предлагаемых участником конкурса на основе представленной информации в заявке на участие в конкурсе. Более высокий балл соответствует более высокому качеству Услуг.
Участник конкурса представляет Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки (форма N 3 части IV настоящей конкурсной документации).
Показатель "Качество оказываемых Услуг" оценивается с точки зрения достижения наилучшего результата оказания Услуг, указанных в Части VII. Техническая часть настоящей конкурсной документации.
Участник конкурса представляет Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки по форме 3 части IV настоящей конкурсной документации.
Оценка осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми участниками конкурса.
Баллы по показателю "Качество оказываемых Услуг" выставляются следующим образом:
1. Предмет оценки: "Предоставление описания оказания Услуг в части взаимодействия с Государственным заказчиком, органами охраны правопорядка, включающего:
- методику контроля оказания Услуг, определяющую порядок взаимодействия с Государственным заказчиком и органами охраны правопорядка, порядок принятия мер по устранению недостатков в оказываемых Услугах, содержащий методику выполнения распоряжений по устранению недостатков и контроля их исполнения; (за предоставление указанной информации присваивается 20 баллов). Максимальное значение (в баллах) - 20 баллов.
2. Предмет оценки: "Предоставление описания оказания Услуг при привлечении резервной группы в количестве не менее трех сотрудников и временем прибытия на Объекты не более 20 минут, включающего:
- описание процесса оказания Услуг с привлечением резервной группы с использованием оружия, специальных средств, экипировки и автотранспорта; (за предоставление указанной информации присваивается 20 баллов)" Максимальное значение (в баллах) - 20 баллов.
3. Предмет оценки: Предоставление описания оказания Услуг о наличии полномочий:
- по требованию от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемом объекте, производства досмотра граждан, посещающих объект, осмотр находящихся при них вещей, досмотра транспортных средств, при входе (выезде) с территории охраняемого объекта (за предоставление указанной информации присваивается 60 баллов). Максимальное значение (в баллах) - 60 баллов".
По мнению Комиссии, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен предмет оценки по Критерию N 2, в связи с тем, что порядок оценки по указанному критерию содержит указание на максимальное количество баллов, которое присваивается при условии наличия в заявке описания "достижения наилучшего результата оказания Услуг, указанных в Части VII. Техническая часть", при этом отсутствует соответствующая шкала присвоения баллов, согласно которой "более высокий балл соответствует более высокому качеству Услуг", а также не представляется возможным прийти к выводу, наличие каких именно сведений в заявке является характеристикой параметра "достижения наилучшего результата" оказания услуг. Таким образом, поскольку "оценка осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми участниками конкурса", оценка представленных участниками Конкурса в заявках сведений, подлежащих оценке в рамках Критерия N 2 может быть осуществлена Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки по Критерию N 2, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки выявлены следующие нарушения.
2. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является оказание услуг по охране административных зданий Минэкономразвития России в 2018 году.
Пунктом 25.4.3 информационной карты Конкурсной документации установлен перечень документов, согласно которому, участник закупки должен представить в составе заявки, в том числе следующий документ: "Копия действующей лицензии ФСБ России на работу со сведениями, составляющими государственную тайну".
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что из положений Конкурсной документации не представляется возможным однозначным образом прийти к выводу, что техническое задание Конкурсной документации содержит виды услуг, оказание которых требует наличия у участника закупки действующей лицензии ФСБ России на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
При этом, на заседании Комиссии представители Заказчика не представили доказательств, свидетельствующих о необходимости установления требований к участникам закупки о предоставлении в составе заявки действующей лицензии ФСБ России на работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о неправомерности установления требования к участникам Конкурса о наличии действующей лицензии ФСБ России на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 "Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется" Постановления Правительства Российской федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Постановление N 587) к объектам на которые частная охранная деятельность не распространяется относятся, в том числе: "Здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации".
Согласно проекту контракта Конкурсной документации, место оказания услуг: "административные здания Минэкономразвития России, расположенные по адресам: г. Москва, ул. 1-ая Тверская-Ямская, д. 1, 3; г. Москва, Овчинниковская набережная, д. 18/1, стр. 2; г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 3 и прилегающая охраняемая территория".
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документация не содержит запрета на участие в Конкурсе частных охранных организаций.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации запрет, предусмотренный Постановлением N 587, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Драбант" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 12.12.2017 по делу N К-1715/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 декабря 2017 г. N К-1715/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был