Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Абика-Строй" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию, санитарному содержанию зданий и прилегающей территории Федерального агентства лесного хозяйства в 2018 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100005617000032) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации указаны противоречивые сведения относительно наименования заказчика и предмета контракта.
2. В один лот неправомерно объединены услуги, которые функционально и технологически не связаны друг с другом, при этом оказание таких услуг, согласно Конкурсной документации осуществляется по трем разным адресам;
3. Неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо электронного аукциона;
4. В документации об Аукционе неправомерно не установлено требование о наличии действующей лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента рассмотрение жалобы перенесено с 12.12.2017 на 13.12.2017.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 24.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 24 090 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 15.12.2017;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 18.12.2017.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации сведения относительно наименования заказчика и предмета контракта, указанные в пунктах 3, 4 раздела "Введение" Конкурсной документации, противоречат извещению о проведении Конкурса.
Частью 1 статьи 50 установлен исчерпывающий перечень информации, которая должна содержаться в документации, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 3 раздела "Введение" Конкурсной документации указано: "Заказчик: Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) (далее - Заказчик)"; в пункте 4 раздела "Введение" Конкурсной документации:
"Предмет контракта Оказание услуг по поддержке и развитию систем электронного документооборота", при этом в извещении о проведении Конкурса указано: Заказчик - "ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"; Наименование объекта закупки - "Оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию, санитарному содержанию зданий и прилегающей территории Федерального агентства лесного хозяйства в 2018 году".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что при составлении Конкурсной документации допущена техническая ошибка в пунктах 3, 4 раздела "Введение".
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот услуги, которые функционально и технологически не связаны друг с другом, при этом оказание таких услуг, согласно Конкурсной документации осуществляется по трем разным адресам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Техническим заданием Конкурсной документации установлено место оказания услуг: г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19; ул. Пятницкая, д. 61; 3-й Монетчиковский пер., д. 4.
В соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию, санитарному содержанию зданий и прилегающей территории Федерального агентства лесного хозяйства в 2018 году.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в рамках закупки предполагается оказание услуг, которые функционально и (или) технологически связаны между собой, при этом место оказания услуг составляет единый комплекс зданий.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, а также не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
3. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо электронного аукциона.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию, санитарному содержанию зданий и прилегающей территории Федерального агентства лесного хозяйства в 2018 году, код по ОКПД2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные", начальная (максимальная) цена контракта составляет 24 090 000 рублей.
Вместе с тем, Комиссия, изучив Техническое задание Конкурсной документации, установила, что в рамках объекта закупки предусмотрено, в том числе, оказание услуг по техническому и аварийно-техническому обслуживанию следующих систем: вентиляции, холодоснабжения и кондиционирования воздуха; внутреннего водоснабжения и водоотведения; отопления; канализации; лифтового оборудования; электроснабжения; также оказание услуг по: мытью окон; комплексной уборке служебных помещений, лестниц, коридоров, вестибюлей, технических и других помещений, туалетов и душевых кабин, включая расходные материалы.
Комиссией установлено, что указанные работы, услуги относятся к работам (услугам) отнесенным к кодам: 33 "Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования"; 43.21 "Работы электромонтажные"; 43.22 "Работы по монтажу систем водопровода, канализации, отопления и кондиционирования воздуха"; 43.29.19 "Работы по монтажу лифтов, эскалаторов и движущихся тротуаров, требующие специальной квалификации, включая ремонт и техническое обслуживание"; 81.21.10 "Услуги по общей уборке зданий"; 81.22.11 "Услуги по мытью окон" и включены в Перечень.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что работы (услуги), выполняемые в рамках контракта, включены в Перечень.
Таким образом, закупка указанных работ (услуг) должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона нарушают часть 5 статьи 24, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации отсутствует требование о наличии у участника действующей лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации.
В соответствии с положениями Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию, санитарному содержанию зданий и прилегающей территории.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. При этом, в случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии соответствующей лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем явка представителей не обеспечена, а также не представлено доказательств, подтверждающих, что в Конкурсной документации неправомерно отсутствует требование о наличии действующей лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, в связи с чем, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения.
5. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки заявок на участие в Конкурсе: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" содержащий следующие показатели:
1. "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 1);
2. "Деловая репутация участника закупки" (далее - Показатель N 2).
В рамках Показателя N 1 установлен следующий порядок оценки:
"При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема за период с 1 января 2014 г.
Услуги, начатые до 01.01.2014 года к рассмотрению, не принимаются.
Оказанной услугой сопоставимого характера и объема считается исполненный контракт (гражданско-правовой договор) по предмету конкурса, с ценой контракта (гражданско-правового договора) не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта.
Подтверждением опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема служит информация из формы N 7
Части IV конкурсной документации с приложением копий исполненных контрактов (гражданско-правовых договоров), включая все листы и приложения к ним, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким контрактам (гражданско-правовым договорам) (при наличии), копий актов приемки оказанных услуг и иных документов, подтверждающих их исполнение".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок установлен в Конкурсной документации ненадлежащим образом, в частности, в Конкурсной документации установлен предмет оценки, не позволяющий определить исчерпывающий перечень информации, подлежащей оценке конкурсной комиссией и соответственно представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по Показателю N 1, в том числе, не представляется возможным объективно определить какие сведения оцениваются конкурсной комиссией Заявителя в качестве наличия опыта исполнения контрактов сопоставимых с предметом Конкурса.
Таким образом, действия Заявителя нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Изучив проект государственного контракта Конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлено в проекте контракта обязательное условие об ответственности Заказчика за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки установлены единые требования.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также добавлен пункт 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
При этом в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о соответствии участника такой закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в пункте 19 Конкурсной документации установлены, в том числе, следующие требования к участникам Конкурса:
"5. Отсутствие у Участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - Участника закупки судимости за преступление в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
5.1. Участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса российской федерации об административных правонарушениях".
При этом пунктом 20 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлены требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в Конкурсе, в соответствии с подпунктом "г" пункта 20 Информационной карты Конкурсной документации участникам Конкурса необходимо представить в составе заявки декларацию о соответствии участника Конкурса требованиям, установленным подпунктами 2 - 6 пункта 19 Информационной карты.
Вместе с тем заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе информацию в соответствии с Разделом IV форма N 2 (далее - Форма N 2).
В соответствии с Формой N 2 участнику Конкурса необходимо продекларировать, в том числе, следующее:
"4.4. отсутствие у участника закупки (для физического лица), отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера (для юридического лица) судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с оказанием услуги, являющейся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные положения Конкурсной документации противоречат друг другу и не позволяют надлежащим образом заполнить заявку на участие в Конкурсе, поскольку вводят участников Конкурса в заблуждение.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заявителя нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Абика-Строй" обоснованной в части неправомерного выбора способа осуществления закупки, указания противоречивых сведений в Конкурсной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, части 5 статьи 34, пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 13.12.2017 N К-1722/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 декабря 2017 г. N К-1722/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был