Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) рассмотрено заявление филиала ПАО "МРСК Сибири" - "Читаэнерго" (далее - Заявитель, организация) от 13.05.2017 N 55070/17 об отмене приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее - орган регулирования, РСТ Забайкальского края) от 30.12.2016 N 612-НПА "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 декабря 2014 года N 748".
По результатам рассмотрения данного заявления, ФАС России было установлено следующее.
Тарифное регулирование филиала ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала. Рассматриваемый 2017 год является очередным годом действующего долгосрочного периода регулирования, установленного для организации на 2015-2019 годы.
Решением РСТ Забайкальского края от 30.12.2016 N 612-НПА "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31.12.2014 N 748" величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ) для филиала была установлена на 2017 год в размере 4 558 134,25 тыс. руб. (без учета оплаты потерь).
Согласно представленному заявлению, Заявитель считает экономически обоснованной величину НВВ на 2017 год без учета оплаты потерь в размере 4 762 224,66 тыс. руб.
При утверждении тарифов на услуги по передаче электроэнергии на 2016 год из НВВ ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" органом регулирования была исключена сумма по начисленной выручке за услуги по передаче электроэнергии за 2014 год в размере 463 826,63 тыс. руб., как дополнительно полученный объём выручки. В составе исключенных средств была учтена сумма дохода за 2014 год, недополученного ввиду разногласий по применению социальной нормы для населения с ОАО "Читаэнергосбыт".
ФАС России установлено, что по итогам 2015 года разногласия по применению социальной нормы были урегулированы между организациями в следующем порядке:
- в пользу ОАО "Читаэнергосбыт" - 240 826,69 тыс. руб. (с НДС) (204 090,41 тыс. руб. - без НДС);
- в пользу филиала ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" - 173 028,96 тыс. руб. (с НДС) (146 634,71 тыс. руб. - без НДС).
Согласно пункту 80 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждённого приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года.
Сводная информация по урегулированным разногласиям и мировые соглашения в части исковых требований о взыскании задолженности за 2014 год по договору оказания услуг с ОАО "Читаэнергосбыт" были направлены в составе тарифной заявки на 2017 год и на электронном носителе в ответ на запрос РСТ от 22.04.2016 N 05/2085 в приложении к письмам от 11.05.2016 N 1.8/01/2485-исх и от 12.07.2016 N 1.8/1.8/3 622-исх.
Так, Заявителем в орган регулирования были представлены, подтверждающие материалы, а именно:
1) для целей налогового учёта:
- акты сверки взаимных расчётов с ОАО "Читаэнергосбыт" за 2014 год;
- заключение департамента правового обеспечения филиала "О возможности создания резерва по сомнительным долгам" за 2015 год поквартально;
- справка по форме N ИНВ-17.
2) для целей бухгалтерского учёта:
- заключение департамента правового обеспечения филиала "О возможности создания резерва по сомнительным долгам" за 2015 год поквартально;
- информация о суммах, подлежащих включению (восстановлению) в резерв сомнительных долгов по услугам передачи электрической энергии.
- акты об оказании услуг по передаче электроэнергии ОАО "Читаэнергосбыт" за 2014 год и протоколы урегулирования разногласий к ним, мировые соглашения, основанные на указанных протоколах.
При рассмотрении заявления было установлено, что ОАО "Читаэнергосбыт" и Заявитель заключили мировые соглашения.
При утверждении органом регулирования тарифов на 2014 год плановый объем скорректированной необходимой валовой выручки ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" составил 5 222 654,79 тыс. руб.
Фактический объем выручки от реализации услуг по регулируемому виду деятельности за 2014 год в соответствии с отчетными данными составил 5 686 481,42 тыс. руб.
Таким образом, РСТ Забайкальского края было установлено, что дополнительный объем выручки, полученный по итогам 2014 года составил 463 826,63 тыс. руб., и данная величина была исключена органом регулирования при расчете скорректированной необходимой валовой выручки ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" на 2016 год.
В рамках тарифной заявки Заявитель также заявлял к включению в необходимую валовую выручку на 2016 год расходы на формирование резервов по сомнительным долгам в размере 625 065,41 тыс. руб.
Однако, по результатам анализа представленной в обоснование информации о суммах, подлежащих включению в резерв сомнительных долгов, РСТ Забайкальского края были установлены факты нарушения действующего законодательства в сфере бухгалтерского и налогового учета, определяющего порядок создания и учета резерва по сомнительным долгам, в связи с чем указанная сумма не была принята органом регулирования к учету.
При этом установлено, что правильность расчета и корректировки органом регулирования необходимой валовой выручки ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" на 2016 год рассматривалась в рамках судебных разбирательств, по результатам которых Судебной коллегией по административным делам Верховного суда Российской Федерации было вынесено решение от 02.03.2017 N 72-АПГ16, подтвердившее правильность действий РСТ Забайкальского края.
Также установлено, что в Заключении органа регулирования по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" на 2016 год с применением метода доходности инвестированного капитала указано, что в случае, если по итогам 2015 года согласно бухгалтерской финансовой отчетности ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" фактическая необходимая валовая выручка сложится в меньшем объеме, чем запланировано тарифно-балансовым решением, РСТ Забайкальского края, руководствуясь Методическими указаниями, применит соответствующую корректировку и учтет недополученную выручку при формировании тарифов на предстоящий период регулирования.
Руководствуясь данными указаниями и принимая во внимание представленные ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" сведения о фактически сложившихся результатах и показателях финансово-хозяйственной деятельности по итогам 2015 года РСТ Забайкальского края при корректировке необходимой валовой выручки регулируемой организацией на 2017 год также произвела корректировку необходимой валовой выручки ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго".
Так установлено, что при корректировке необходимой валовой выручки ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" и установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2017 год, РСТ Забайкальского края согласно пункту 42 Методических указаний также, по аналогии с порядком, примененным при корректировке необходимой валовой выручки ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" на 2016 год, учла отклонение скорректированной необходимой валовой выручки, установленной на 2015 год долгосрочного периода регулирования от фактического объема выручки от реализации продукции по регулируемому виду деятельности за 2015 год.
РСТ Забайкальского края было установлено, что в результате корректировки по итогам 2015 года сформировался недополученный объем выручки, размер которой составил 88 514,35 тыс. руб. и был компенсирован органом регулирования ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" на 2017 год.
Принимая во внимание тот факт, что в соответствии с пунктом 80 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н, убыток, выявленный в отчетном году, но относящийся к операциям прошлых лет, включается в финансовые результаты отчетного года, следовательно, указанный убыток нашел отражение в показателях бухгалтерской отчетности и результатах финансово-хозяйственной деятельности ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" за 2015 год.
На основании вышеизложенного, ФАС России считает обоснованным то, что отраженная как "Убыток прошлых лет" и скорректировавшая финансовый результат ПАО "МРСК Сибири" "Читаэнерго" по итогам 2015 года сумма в размере 204 090,41 тыс. руб. (без НДС), была изначально с нарушениями и необоснованно отнесена к сумме резерва по сомнительным долгам, что, в том числе, подтверждается судебными разбирательствами и подписанными с АО "Читаэнергосбыт" по их итогам протоколами урегулирования разногласий и мировыми соглашениями, а дополнительный учет данной суммы в составе необходимой валовой выручки приведет к двойному учёту и созданию необоснованной тарифной нагрузки на потребителей электрической энергии.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Принять решение об отсутствии оснований для отмены приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30.12.2016 N 612-НПА "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 декабря 2014 года N 748".
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 23 ноября 2017 г. N 1571/17 "Об отсутствии оснований для отмены приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 30.12.2016 N 612-НПА "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 31 декабря 2014 года N 748"
Текст приказа официально опубликован не был