Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России) по результатам рассмотрения обращения Управления по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой сферы Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 15.05.2017 N 8/К/3/1578 по выявленным нарушениям действующего законодательства при формировании тарифов на электрическую энергию, допущенных Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области (далее - УГРТ Брянской области) установлено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 N 458 "Об утверждении изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования порядка определения объемов покупки мощности на оптовом рынке для поставки населению и приравненным к нему категориям потребителей и объемов покупки мощности организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов было определено принять решение об установлении (пересмотре) с 1 июля 2015 года единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для населения; сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков в отношении сетевых организаций; индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче электрической энергии.
Приказом ФСТ России от 28.05.2015 N 1083-э "О внесении изменений в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2015 год, утвержденный приказом ФСТ России от 27 июня 2014 года N 170-э/1" были внесены изменения в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической мощности на период с 1 июля по 31 декабря 2015 года, что повлекло за собой снижение объемов оплачиваемой мощности населением во втором полугодии 2015 года и увеличение котловой выручки на территории Брянской области на 66,73 млн рублей.
Приказом УГРТ Брянской области от 30.06.2015 N 14/3-э были внесены изменения в приказ УГРТ Брянской области от 26.03.2015 N 7/4-э "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Брянскэнерго" и ООО "БрянскЭлектро" (далее - приказ УГРТ Брянской области от 30.06.2015 N 14/3-э), согласно которому дополнительная котловая выручка за 2015 г. в размере 66,7 млн руб., была распределена в пользу ООО "БрянскЭлектро".
Указанные денежные средства были предусмотрены для реализации инвестиционной программы ООО "БрянскЭлектро", которая заключалась в приобретении имущества ГУП "Брянсккоммунэнерго".
Согласно пункту 32 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
На территории Брянской области порядок утверждения инвестиционных программ субъектов энергетики установлен постановлением Администрации Брянской области от 04.03.2010 N 221 "Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики Брянской области, а также инвестиционных программ субъектов электроэнергетики Брянской области" (в редакции действовавшей на момент установления тарифов) (далее - постановление Администрации Брянской области N 221).
В соответствии с пунктом 3.15. постановления Администрации Брянской области N 221, решение об утверждении инвестиционной программы должно содержать в том числе:
а) перечень инвестиционных проектов с указанием сроков их реализации и объема финансирования, в том числе объема финансирования за счет инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы, а также за счет бюджетного финансирования;
б) плановые показатели реализации инвестиционной программы, в том числе показатели энергоэффективности.
При этом, на основании представленных в ФАС России документов было установлено, что приказом УГРТ Брянской области от 30.06.2015 N 14/3-э в составе необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации (ООО "БрянскЭлектро") были учтены расходы инвестиционного характера, не предусмотренные утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой.
Установлено, что представленная инвестиционная программа ООО "БрянскЭлектро" на 2015 г., направленная регулируемой организацией письмом от 29.09.2015 N 1172 в адрес органа регулирования, не отвечает требованиям законодательства, действующего на момент принятия приказа УГРТ Брянской области от 30.06.2015 г. N 14/3-э.
В соответствии с пунктом 3.4. Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" (в редакции действовавшей на момент принятия приказа ДТЭК и ЖКХ Брянской области от 07.07.2015 N 22) (далее - Правила N 977) инвестиционная программа представляется по форме, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктом 4 Правил"
Аналогичные требования содержатся в пункте 3.3 постановления Администрации Брянской области N 221.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2010 N 114 утверждена форма инвестиционной программы субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций.
ФАС России установлено, что представленная в орган регулирования письмом ООО "БрянскЭлектро" инвестиционная программа не содержит дату ее утверждения, что в свою очередь, ставит под сомнение законность представленной инвестиционной программы регулируемой организации.
Кроме того установлено, что расходы на реализацию инвестиционной программы были учтены органом регулирования в соответствии с письмом Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области (далее - ДТЭК и ЖКХ Брянской области) от 29.06.2015 N 10084, которое не соответствует требованиям постановления Администрации Брянской области N 221.
При этом ФАС России отмечает, что инвестиционная программа ООО "БрянскЭлектро", предусматривающая приобретение электросетевого имущества ГУП "Бряснккоммунэнерго" за счет дополнительной котловой выручки, была фактически утверждена приказом ДТЭК и ЖКХ Брянской области от 07.07.2015 N 22 "Об утверждении инвестиционной программы ООО "БрянскЭлектро" на 2015 г." после принятия приказа УГРТ Брянской области от 30.06.2015 г. N 14/3-э.
Между тем установлено, что в соответствии с п. 3.13 постановления Администрации Брянской области N 221 инвестиционная программа субъекта электроэнергетики утверждается заместителем Губернатора Брянской области, координирующим деятельность департамента, в срок до 15 августа года, предшествующего периоду реализации инвестиционной программы.
В этой связи, поскольку у ДТЭК и ЖКХ Брянской области отсутствуют полномочия по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, следовательно, приказ от 07.07.2015 N 22 "Об утверждении инвестиционной программы ООО "БрянскЭлектро" на 2015 г." был принят ДТЭК и ЖКХ Брянской области с превышением полномочий.
Учитывая вышеизложенное, поскольку требования, предусмотренные Правилами N 977 и постановлением Администрации Брянской области N 221, не были выполнены, то инвестиционная программа ООО "БрянскЭлектро" на 2015 г., принята с нарушением положений Правил N 977 и постановления Администрации Брянской области N 221, в этой связи расходы на реализацию данной программы не могли быть учтены органом регулирования при установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии ООО "БрянскЭлектро" на 2015 г.
Также ФАС России отмечает следующее, принципы определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), а также обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии, установленные статьей 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), определяют основы регулирования тарифов в электроэнергетике, а также устанавливают, что в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) подлежат включению только экономически обоснованные расходы в отношении всех без исключения регулируемых организаций.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются необходимая валовая выручка всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Таким образом, нормативными правовыми актами в сфере электроэнергетики предусмотрено, что котловая выручка формируется путем суммирования НВВ всех сетевых организаций, рассчитываемых исходя из экономически обоснованных расходов.
Увеличение необходимой валовой выручки при пересмотре тарифов могло произойти по тем территориальным сетевым организациям, по которым были выявлены экономически обоснованные расходы, ранее не учтенные при установлении тарифов на 2015 г. Иного порядка формирования необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций нормативные правовые акты не содержат.
Частью 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике к общим принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики отнесены соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии и обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Учитывая изложенное, ФАС отмечает, что экономически обоснованные расходы, связанные с обеспечением текущей деятельности регулируемой организации, имеют приоритет над инвестиционными расходами, поскольку недофинансирование расходов, связанных с производством и реализацией услуг сетевых организаций, может привести к перебоям в электроснабжении, что повлечет нарушение прав потребителей электрической энергии.
Таким образом, учет органом регулирования при пересмотре тарифов инвестиционных расходов ООО "БрянскЭлектро", при отсутствии надлежащего анализа обоснованности текущих расходов других сетевых организаций, нарушает принципы экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии (часть 2 статьи 23), установленные Законом об электроэнергетике.
УГРТ Брянской области при выполнении требований постановления Правительства Российской Федерации от 11.05.2015 N 458 следовало надлежащий анализ текущих расходов всех территориальных сетевых организаций и учесть в соответствии с Основами ценообразования N 1178, и соответствующими методическими указаниями экономически обоснованные расходы на осуществление текущей деятельности всех территориальных сетевых организаций, связанным с производством и реализацией услуг, а не принимать решение в пользу исключительно ООО "БрянскЭлектро" по инвестиционным расходам.
Между тем, ФАС России установлено, что приказ УГРТ Брянской области от 26.03.2015 N 7/4-э (в редакции приказа УГРТ Брянской области от 30.06.2015 N 14/3-э) фактически утратил силу с 1 января 2016 года в связи с изданием Приказа УГРТ Брянской области от 30.12.2015 N 44/1-э "О долгосрочных индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ПАО "МРСК Центра" - "Брянскэнерго" и ООО "БрянскЭлектро" на 2016-2018 гг.".
В соответствии с п. 4 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов) может рассмотреть вопрос об отмене решения по собственной инициативе на основании материалов, подтверждающих наличие нарушений.
Учитывая, что ФАС России не наделена полномочиями по отмене или принятию решений, в результате которых необходимо внесение изменений в правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, которые фактически утратили силу и не действуют, приказываю:
1. Прекратить рассмотрение обращения Управления по контрразведывательному обеспечению кредитно-финансовой сферы Службы экономической безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации по вопросу отмены приказа Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 30.06.2015 N 14/3-э "О внесении изменений в Приказ от 26 марта 2015 г. N 7/4-э "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Брянскэнерго" и ООО "БрянскЭлектро" (в редакции приказа Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 30.06.2015 N 14/3-э).
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2017 г. N 1594/17 "О прекращении рассмотрения вопроса об отмене приказа Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 26.03.2015 N 7/4-э "Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между филиалом ОАО "МРСК Центра" - "Брянскэнерго" и ООО "БрянскЭлектро" (в редакции приказа Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 30.06.2015 N 14/3-э)"
Текст приказа официально опубликован не был