Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2017 г. N 25-АПГ17-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.,
при секретаре Сметаниной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Астрахани "Коммунэнерго" о признании недействующим постановления Службы по тарифам Астраханской области от 11 декабря 2016 г. N 205 "Об установлении муниципальному унитарному предприятию города Астрахани "Коммунэнерго" (ИНН 3018010781) тарифов на теплоноситель, поставляемый муниципальным унитарным предприятием города Астрахани "Коммунэнерго" потребителям, другим теплоснабжающим организациям", по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия города Астрахани "Коммунэнерго" на решение Астраханского областного суда от 9 июня 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату постановления Службы по тарифам Астраханской области следует читать как "от 11 декабря 2015 г."
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя муниципального унитарного предприятия города Астрахани "Коммунэнерго" Тельных Я.О., представителя Службы по тарифам Астраханской области Меркуловой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное унитарное предприятие города Астрахани "Коммунэнерго" (далее - МУП г. Астрахани "Коммунэнерго", предприятие) обратилось в Астраханский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Службы по тарифам Астраханской области от 11 декабря 2016 г. N 205 "Об установлении муниципальному унитарному предприятию города Астрахани "Коммунэнерго" (ИНН 3018010781) тарифов на теплоноситель, поставляемый муниципальным унитарным предприятием города Астрахани "Коммунэнерго" потребителям, другим теплоснабжающим организациям" (далее - постановление от 11 декабря 2015 г. N 205).
В обоснование заявления предприятие указало, что названное постановление противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения имеющим большую юридическую силу.
Решением Астраханского областного суда от 9 июня 2017 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, предприятие обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы Служба по тарифам Астраханской области и прокуратура Астраханской области представили возражения.
В судебное заседание представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, Федеральной антимонопольной службы и прокуратуры Астраханской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции заявителем в целях определения экономически обоснованного тарифа на теплоноситель, поставляемый МУП г. Астрахани "Коммунэнерго" потребителям, другим теплоснабжающим организациям, заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в удовлетворении данного ходатайства отказано, так как при рассмотрении данного дела вопросов, требующих специальных знаний, не возникло.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Служба по тарифам Астраханской области (далее - Служба по тарифам) в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 6 апреля 2005 г. N 49-П является органом исполнительной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Астраханской области.
Постановлением Службы по тарифам от 11 декабря 2015 г. N 205 определены долгосрочные параметры регулирования деятельности МУП г. Астрахани "Коммунэнерго" для формирования тарифов на теплоноситель с использованием метода индексации на период с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.
Согласно приложению N 1 к названному постановлению с 01 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. одноставочный тариф установлен в размере 23,72 руб./куб. м, с 01 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 25,14 руб./куб. м, с 01 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 25,14 руб./куб. м, с 01 января 2017 г. по 30 июня 2017 г. - 25,14 руб./куб. м, с 01 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. - 26,88 руб./куб. м, с 01 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. - 26,88 руб./куб. м, с 01 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. - 27,76 руб./куб. м.
Впоследствии постановлением Службы по тарифам от 16 декабря 2016 г. N 209, в приложение N 1 к постановлению от 11 ноября 2015 г. N 205 внесены изменения в связи с уточнением плановой необходимой выручки предприятия на 2017, 2018 годы с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.
По мнению административного истца, при установлении тарифов органом регулирования не учтены в полном объеме расходы на энергетические ресурсы (электрическая энергия, теплоноситель), расходы на ремонт основных средств; не учтенные в общем объеме необходимой валовой выручки для установления тарифа на теплоноситель расходы по статьям на сырье и материалы, прочие расходы (подконтрольные и неподконтрольные), в том числе расходы на оплату работ и услуг, расходы по цеху контрольно-измерительных приборов, автоматике и электрохозяйства, расходы на мероприятия по промышленной безопасности, расходы по программному обеспечению и связи, расходы по экологии, расходы по арендной плате за земельные участки, расходы на оформление недвижимости, расходы на мероприятия по охране труда, административно-хозяйственные затраты, расходы по автотранспортному цеху, прочие расходы.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе текущие расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами 57-66 Основ ценообразования с учетом особенностей, установленных пунктом 73 названного документа.
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установления цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МУП г. Астрахани "Коммунэнерго", согласно Уставу, осуществляет деятельность по выработке и распределению пара и горячей воды (тепловой энергии), распределению электрической энергии, эксплуатации и обеспечению работоспособности тепловых и электрических сетей (монтаж, наладка, техническое обслуживание технологического оборудования) для нужд муниципального образования "Город Астрахань".
Предприятие 7 апреля 2015 г. обратилось в Службу по тарифам с заявление об установлении тарифов на долгосрочный период регулирования (2016-2018 годы) методом индексации установленных тарифов, представив свои предложения и расчетные таблицы.
По результатам проведенной экспертизы на основании имеющихся у органа регулирования документов составлено заключение, в котором ряд расходов, предлагаемых обществом для включения в расчет тарифов, исключены как экономически необоснованные.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
Согласно экспертному заключению при установлении тарифов на 2016 год, общий объем электрической энергии, необходимой для обеспечения технологического процесса по всем регулируемым видам деятельности, принят органом регулирования в размере 8 826,57 тыс. кВт/ч, в том числе на производство теплоносителя - 221,882 тыс. кВт/ч, против объемов предложенных предприятием - 10 037 тыс. кВт/ч, в том числе на производство теплоносителя - 301,134 тыс. кВт/ч.
Расчет произведен органом регулирования исходя из расчетных объемов покупки электрической энергии, приобретаемой с розничного рынка для обеспечения технологического процесса, рассчитанных в соответствии с требованиями Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения МДК 4-05.2004, утвержденной Госстроем Российской Федерации от 12 августа 2003 г., а также плановых (расчетных) величин прогнозируемых нерегулируемых цен на продажу электрической энергии (мощности) конечным потребителям ПАО "Астраханская электросбытовая компания", определенных на основании цены на электрическую энергию на 2015 год с учетом индекса роста цен на электрическую энергию Прогноза Минэкономразвития Российской Федерации на 2016 год - 107,8%.
Основанием для сокращения расходов, предложенных предприятием, послужило отсутствие обоснования превышения заявленных расходов на электрическую энергию над расчетными объемами, установленными пунктом 38 Основ ценообразования и Методикой определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения МДК 4-05.2004.
В частности, предприятием не представлены исходные данные с указанием применяемых норм и нормативов расчета в части расходов на покупаемую электрическую энергию в размере 596,35 тыс. руб.
В связи с этим орган регулирования обосновано снизил затраты по указанной статье расходов против предложенных предприятием.
Также из представленных МУП г. Астрахани "Коммунэнерго" в регулирующий орган материалов для корректировки тарифов на теплоноситель на 2018 год следует, что предприятием не было заявлено о выпадающих доходах (убытках), сложившихся в 2016 году по данной статье расходов.
Согласно пунктам 49, 51 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э) в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования.
Судом установлено, что согласно сведениям статистической отчетности МУП г. Астрахани "Коммунэнерго" N 1-ТЭП фактический объем электрической энергии в 2016 году по всем видам деятельности составил 7 866,5 тыс. кВт/ч, тогда как Службой по тарифам учтен объем 8 826,57 тыс. кВт/ч.
Общая сумма расходов на покупку электрической энергии по всем видам деятельности учтена органом регулирования в размере 38 515,29 тыс. кВт/ч., при этом согласно статистической отчетности предприятия за 2016 год N 22-ЖКХ фактически по факту МУП г. Астрахани "Коммунэнерго" на покупку электрической энергии потрачено 37 639,6 тыс. руб.
Указанное свидетельствует об отсутствии у предприятия убытков по расходам на электрическую энергию при установлении тарифа на теплоноситель, и, следовательно, нарушения прав административного истца.
Согласно материалам дела, заявленные предприятием расходы на теплоноситель в размере 67,9 тыс. руб. скорректированы экспертами органа регулирования в соответствии с пунктами 28, 38, 52 Основ ценообразования, пунктами 27, 49, 50 Методических указаний N 760-э и учтены в тарифе на 2016 год в размере 131,30 тыс. руб.
Расчет произведен с учетом договоров электроснабжения тепловой энергией и горячей воде от 21 июля 2009 г. N 124кэ, заключенных с ООО "ЛУКОЙЛ ТТК" (правопреемником которого является ООО "Астраханские тепловые сети) исходя из: договорного объема потребности в покупном теплоносителе, представленных в приложении N 5 к экспертному заключению Службы по тарифам; одноставочных тарифов на теплоноситель на 2017 год, установленных постановлением органа регулирования от 16 декабря 2014 г. N 210 "Об установлении ООО "Астраханские тепловые сети" (ОГРН 1163443069130) потребителям, другим теплоснабжающим организациям" (в редакции постановления от 9 декабря 2016 г. N 185).
Согласно пунктам 73, 58 Основ ценообразования величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58-60 Основ ценообразования и включают в себя, в том числе расходы на ремонт основных средств и определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций установлено, что к сферам деятельности и субъектов естественных монополий с сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28-31, 40-42, 44 и 58 Основ ценообразования.
По статье "Ремонт основных средств" органом регулирования приняты расходы в размере 606,3 тыс. руб. против заявленных предприятием 1 375,50 тыс. руб.
Проанализировав представленные в обоснование заявленных показателей документы по вспомогательным материалам (сводная потребность материалов, финансовых средств на текущий ремонт и техническое обслуживание оборудования), перечень документов для подтверждения цен на материалы, использованных в расчетах по статье ремонт основных средств (счет-фактуры, предложения организаций-поставщиков), договоры на поставку основных и вспомогательных материалов за 2014 год, эксперты органа регулирования, снижая расходы предприятия на ремонт основных средств, исходили из того, что предприятием не представлены документы, подтверждающие цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.
Органом регулирования расходы на ремонт основных средств обоснованно определены на основании подпункта "в" пункта 28 Основ ценообразования в размере фактических расходов за 2014 год с учетом индекса потребительских цен на 2015-2016 годы.
Суд первой инстанции признал несостоятельными доводы административного истца о том, что Правилами регулирования цен (тарифов) предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых в Службу по тарифам, поскольку оформленные в заявлении расходы предприятия должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
Кроме того, в ходе тарифного регулирования на 2016-2018 годы для расчета тарифов на теплоноситель заявленные обществом расходы по статье "Сырье и материалы" в размере 1 392,1 тыс. руб. (соль, спирт, сульфоуголь, хим. реагенты) уменьшены экспертами органа регулирования до 606,93 тыс. руб. в связи с отсутствием обязательного раздельного учета затрат по видам деятельности предприятия и невозможностью в связи с этим выделения доли указанных затрат, приходящейся на теплоноситель.
Принимая затраты по названной статье расходов в меньшем размере орган регулирования указал на отсутствие документов, подтверждающих цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.
Оспаривая постановление от 11 декабря 2015 г. N 205 административный истец также ссылается на необоснованное исключение из необходимой валовой выручки расходов в размере 758,4 тыс. руб. по следующим статьям затрат: расходы по цеху контрольно-измерительных приборов, автоматике и электрохозяйства, расходы на мероприятия по промышленной безопасности, расходы по программному обеспечению и связи, расходы по экологии, расходы по арендной плате за земельные участки и на оформление недвижимости, расходы на мероприятия по охране труда, административно-хозяйственные затраты, расходы по автотранспортному цеху, прочие расходы.
Отказывая в принятии указанных расходов в заявленном административным истцом размерах, орган регулирования исходил из отсутствия на предприятии обязательного раздельного учета затрат по видам деятельности.
Согласно пунктам 10, 11 Основ ценообразования регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных, в том числе с производством теплоносителя.
Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией, в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 г. N 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Единая система классификации и раздельного учета затрат), которая устанавливает единые принципы классификации раздельного учета затрат организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктам 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат предусмотрено, что раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование цен (тарифов) по данным регулируемым видам деятельности, а также формирование информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций.
Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что расходы в размере 758,4 тыс. руб. не подтверждены данными первичного бухгалтерского учета по статьям затрат по регулируемому виду деятельности, органом регулирования расходы в указанном размере обоснованно исключены из состава необходимой валовой выручки предприятия при установлении тарифов.
Представленный в материалы дела План счетов предприятия не отражает принципы ведения раздельного учета по производству теплоносителя, поскольку предприятие не закрепило отдельный субсчет по данному регулируемому виду деятельности, что является нарушением пункта 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Астраханского областного суда от 9 июня 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Астрахани "Коммунэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 ноября 2017 г. N 25-АПГ17-7
Текст определения официально опубликован не был