Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Действующей редакцией статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) установлена административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Проектом федерального закона предлагается расширить диспозицию части 1 статьи 19.28 Кодекса и предусмотреть возможность привлечения к ответственности за незаконную передачу, предложение или обещание вознаграждения от имени юридического лица не только в интересах данного юридического лица, но также в интересах связанного с ним юридического лица.
Концепция законопроекта возражений не вызывает, поскольку принятие предлагаемых авторами инициативы новелл направлено на совершенствование законодательства в сфере борьбы с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок.
При этом обращаем внимание, что Уголовным кодексом Российской Федерации в статье 291 предусмотрена ответственность за аналогичные деяния. Однако уголовная ответственность за дачу взятки предусмотрена не только в отношении непосредственно взяткодателя, но и в отношении лица, по поручению которого взятка передавалась. Аналогичную оговорку авторы законодательной инициативы предлагают закрепить и в Кодексе. Между тем лицо, по поручению которого передается взятка, может быть привлечено к уголовной ответственности, в частности, как соучастник. Однако в административном законодательстве институт соучастия отсутствует, что означает невозможность привлечения к административной ответственности лица, по поручению которого передаются определенные блага.
Таким образом, расширение перечня субъектов ответственности путем добавления в него лица, по поручению которого передается взятка, не в полной мере отвечает предложению авторов по гармонизации соответствующих положений уголовного и административного законодательства.
Полагаем, что соответствующее положение проекта требует дополнительного обсуждения при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Кроме того следует обратить внимание, что в законодательстве Российской Федерации определение юридического лица, связанного с другим юридическим лицом, отсутствует. При этом отмечаем, что в целях исключения двоякого толкования и неограниченного усмотрения правоприменителем правовой нормы она должна отвечать требованиям определенности, ясности и недвусмысленности.
На основании изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 233781-7 "О внесении изменения в статью 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.