Заслушав Председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ В. И. Матвиенко, Совет глав государств Содружества Независимых Государств решил:
1. Одобрить Информацию о совершенствовании деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств и ее адаптации к современным реалиям (прилагается).
2. Предложить Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ продолжить работу по повышению эффективности своей деятельности и развитию различных ее направлений на современном этапе.
От Азербайджанской Республики
И. Алиев
с особым мнением
От Республики Армения
С. Саргсян
От Республики Беларусь
А. Лукашенко
От Республики Казахстан
Н. Назарбаев
От Кыргызской Республики
Премьер-министр
С. Исаков
От Республики Молдова
И. Додон
От Российской Федерации
В. Путин
От Республики Таджикистан
Э. Рахмон
От Туркменистана
-
От Республики Узбекистан
-
От Украины
Информация
о совершенствовании деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств и ее адаптации к современным реалиям
Сотрудничество национальных парламентов в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (МПА СНГ) соответствует общемировой тенденции создания международных парламентских организаций. Вместе с тем современные условия развития требуют постоянной трансформации любых межнациональных объединений в соответствии с интересами и задачами государств - участников СНГ.
МПА СНГ, являясь межгосударственным органом, обладает существенным потенциалом для совершенствования деятельности, в том числе путем реализации возможностей в качестве конструктивной дискуссионной площадки, содействия процессам миротворчества и развитию международной парламентской дипломатии, формирования модельного законодательства и правовой базы Содружества Независимых Государств в целом.
В целях повышения эффективности деятельности МПА СНГ принимает меры по совершенствованию форм своей работы.
Основное внимание МПА СНГ сосредоточено на сближении и развитии законодательства государств - участников СНГ. Реализация этой задачи остается важнейшим направлением ее работы, которое способствует региональной правовой интеграции и ориентирует национальное законодательство на общепризнанные правовые нормы и лучшие примеры законотворчества. Через механизм модельного законотворчества МПА СНГ осуществляется трансформация передовых норм права в законы государств - участников СНГ с учетом сложившейся в них правоприменительной практики. В данной сфере МПА СНГ сотрудничает с органами отраслевого сотрудничества СНГ, ведущими научными центрами государств - участников СНГ и специализированными международными организациями. Расширение практики привлечения экспертов из таких структур к законопроектной деятельности МПА СНГ будет способствовать повышению качества разрабатываемых модельных законодательных актов. На данном направлении МПА СНГ в настоящее время активно развивает взаимодействие с различными интеграционными институтами на евразийском пространстве - Евразийской экономической комиссией, Евразийским банком развития, а также с традиционными парламентскими партнерскими организациями - Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности, Парламентским Собранием Союза Беларуси и России.
Опыт подготовки и принятия модельных законов является уникальным для межпарламентских организаций и выгодно отличает МПА СНГ от других аналогичных структур, чем во многом продиктован их интерес к сотрудничеству с МПА СНГ. При этом модельное законотворчество сохраняет значительный потенциал: возникают новые потребности правового регулирования, имеется необходимость пересмотра ранее введенных норм, совершенствования существующей законодательной базы. При этом ставится задача отхода от оценки результатов деятельности МПА СНГ по количеству разработанных и принятых документов с переносом акцента на их тщательную проработку и эффективное экспертное сопровождение.
Сотрудничество с научно-образовательными учреждениями государств - участников СНГ и авторитетными партнерами из дальнего зарубежья позволяет МПА СНГ содействовать развитию современного международного права: выдвигать политические и юридические инициативы, связанные, например, с борьбой с международным терроризмом, противодействием незаконной миграции, совершенствованием избирательного законодательства, представлять принятые модельные законы вниманию специализированных органов ООН (Европейская экономическая комиссия ООН, Комиссия ООН по праву международной торговли и т. п.). Международные организации, в свою очередь, все чаще инициативно обращаются к МПА СНГ за получением экспертной оценки своих документов. Это то направление, где государства - участники СНГ могут влиять на формирование мировых стандартов - будь то в области экономики, безопасности, образования, информационно-коммуникационных технологий, социального обеспечения, защиты культурных ценностей или экологии.
МПА СНГ наращивает экспертные возможности и в рамках самой организации. За последние годы она создала ряд отраслевых органов, в работе которых участвуют как специалисты-практики, так и авторитетные представители академического сообщества. Это Объединенная комиссия при МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам, Экспертный совет МПА СНГ - Регионального содружества в области связи, Экспертный совет по здравоохранению при МПА СНГ, Экспертный совет при Постоянной комиссии МПА СНГ по правовым вопросам. В состав только Экспертного совета по здравоохранению входят 11 академиков, 5 членов-корреспондентов академий наук, 25 докторов наук из государств - участников СНГ. Активно участвует в подготовке законодательных инициатив и созданная в 2012 году решением Совета МПА СНГ Молодежная межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ.
Понимая значимость исследовательской составляющей в модельном законотворчестве, МПА СНГ в 2016 году начала выпускать международный научно-аналитический журнал "Диалог: политика, право, экономика": сформированы международный совет и редакционная коллегия журнала. В настоящее время выпущено пять номеров данного издания.
Повышению качества подготавливаемых МПА СНГ модельных документов способствовало и введение процедуры открытого конкурса для определения разработчиков проектов конкретных правовых актов. Принять участие в таком конкурсе может любая профильная организация на пространстве Содружества, обладающая подтвержденной квалификацией, соответствующим опытом и необходимым экспертным ресурсом. Изменяется профессиональный уровень сотрудников Секретариата Совета МПА СНГ, в том числе благодаря мерам совершенствования механизмов кадрового обеспечения, например посредством использования конкурсного отбора кандидатов, а также разработки соответствующей современным стандартам процедуры аттестации работников.
При этом высокая степень имплементации в национальном законодательстве модельных законов, рекомендаций и других правовых актов обусловливает и необходимость совершенствования механизма их трансформации в национальные правовые системы. В этой связи представляется целесообразным расширять практику регионального представления принятых МПА СНГ модельных документов, примером которой может служить прошедшая в 2015-2016 годах в государствах - участниках СНГ серия мероприятий по представлению модельного закона "О публично-частном партнерстве".
Модельное законотворчество МПА СНГ в значительной степени связано с участием в реализации документов Содружества и выполнении межгосударственных программ, утверждаемых высшими уставными органами СНГ - Советом глав государств и Советом глав правительств. Основная часть этих разработок относится к правовому обеспечению сферы безопасности в различных аспектах, развития экономического и гуманитарного сотрудничества. Особое внимание уделяется выполнению планов мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, и Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года. Только за период 2011-2016 годов МПА СНГ участвовала в реализации 16 межгосударственных программ, планов реализации стратегий, концепций. Эта работа будет продолжена.
В современных условиях представляется актуальным особое внимание, уделяемое МПА СНГ содействию ратификационным процедурам межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, заключенных в рамках СНГ, а также международных конвенций. Согласно одной из своих уставных задач МПА СНГ принимает рекомендации по приведению законодательства государств - участников СНГ в соответствие с положениями международных документов, заключенных этими государствами в рамках Содружества Независимых Государств.
МПА СНГ в ряду других международных организаций имеет важнейшее значение как место проведения дискуссий и парламентской дипломатии. Активизировать деятельность МПА СНГ в этом направлении могут такие новые формы работы, как межпарламентские слушания по наиболее актуальным проблемам. Площадка МПА СНГ востребована для проведения как двусторонних, так и многосторонних встреч; ее формат используют руководители парламентов государств - участников МПА СНГ, а также приглашенных организаций. Неофициальный характер таких встреч позволяет рассматривать их как механизм предварительного обсуждения широкого спектра вопросов межпарламентских и межгосударственных отношений.
Данный инструмент парламентской дипломатии может быть использован более эффективно, особенно для контактов сторон, которым по тем или иным причинам проблематично применять другие формы взаимодействия. Важно, что МПА СНГ способна организовывать такие встречи не только в своей штаб-квартире в Санкт-Петербурге, но и в парламентах государств - участников МПА СНГ, а также на площадках партнерских международных организаций.
Формат межпарламентских слушаний мог бы включать приглашение основных докладчиков по обсуждаемой проблеме, непосредственное участие членов парламентских делегаций в прениях, выработку по итогам дискуссии предложений для государств - участников СНГ, уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, международных организаций, включая разработку модельного законодательства. Документы для обсуждения на таких слушаниях могут готовиться парламентскими делегациями государств-участников, специально созданными МПА СНГ рабочими группами из членов парламентов, представителей министерств и ведомств государств - участников СНГ и экспертов, а также специализированными международными организациями.
Значимым аспектом деятельности МПА СНГ является наблюдение за электоральными процессами. Важность задач, возлагаемых на группы международных наблюдателей, предопределяет необходимость профессионального подхода к организации и проведению мониторинга выборов и референдумов в государствах - участниках СНГ. Это одно из основных направлений деятельности созданного в 2006 году по решению Совета МПА СНГ Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ (МИМРД МПА СНГ), выполняющего эти задачи путем научно-методического, информационного и организационного обеспечения работы групп наблюдателей.
При этом работа МИМРД МПА СНГ позволила разрушить существовавшую ранее монополию Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, практически узурпировавшего право оценивать степень демократичности выборов в суверенных государствах. Объективность выводов наблюдателей от государств - участников СНГ обусловливается эффективным взаимодействием МПА СНГ и Исполнительного комитета СНГ.
Перспективным направлением деятельности МИМРД МПА СНГ является экспертиза национальных законопроектов, в том числе в области избирательного права, регулирования деятельности политических партий и общественных организаций, защиты прав человека. Для расширения этой работы МПА СНГ приступила к формированию в структуре МИМРД МПА СНГ международной экспертной группы, в состав которой приглашаются признанные правоведы в области избирательного права и прав человека. Именно сейчас, подтвердив свое влияние в этой области, в том числе в рамках сотрудничества с ведущим европейским институтом на данном направлении - Венецианской комиссией, выступив соорганизатором 14-й европейской конференции органов администрирования выборов, МПА СНГ вполне может выступить в качестве заслуживающего доверия эксперта в сфере избирательного законодательства на пространстве Содружества. Активное сотрудничество в этом аспекте МПА СНГ поддерживает и с другими профильными международными организациями, в том числе с Ассоциацией организаторов выборов стран Европы, с которой у МПА СНГ подписано соглашение о сотрудничестве.
Взаимодействие с различными международными структурами заслуживает отдельного внимания. Повышение активности на этом направлении могло бы быть связано с полноценной реализацией соглашений и меморандумов о сотрудничестве, а также с дальнейшим расширением их круга.
Современная международная повестка дня предполагает наиболее тесное взаимодействие с международными, прежде всего парламентскими, партнерскими организациями, основанное на регулярном участии делегаций в сессиях на взаимной основе, а также совместном проведении международных парламентских конференций, объединенных заседаний рабочих органов - комиссий и комитетов, с привлечением профильных международных организаций к разработке модельных законодательных документов.
Важным элементом деятельности МПА СНГ могло бы стать возобновление практики отстаивания совместных интересов ее членов, а также интересов отдельных государств - участников СНГ путем повышения координации их действий, выражения консолидированной позиции государств - участников МПА СНГ при обсуждении вопросов на заседаниях международных межпарламентских структур, в том числе при формировании повестки дня заседаний парламентских ассамблей ОБСЕ, Совета Европы, Черноморского экономического сотрудничества, Парламентского союза Организации исламского сотрудничества, а также при взаимодействии с другими партнерскими организациями - Парламентской ассамблеей Средиземноморья, Арабским межпарламентским союзом и т. д.
Весьма перспективным представляется сотрудничество с крупнейшим и старейшим парламентским объединением в мире - Межпарламентским союзом (МПС). Подтверждением значимости такого взаимодействия стало получение МПА СНГ в 2016 году статуса ассоциированного члена в МПС. Учитывая, что в соответствии с Уставом МПС ассоциированные члены обладают теми же правами и обязанностями, что и полноправные члены, за исключением права голосовать и выдвигать кандидатов на выборные должности, ассоциированное членство в МПС предоставляет МПА СНГ в целом и парламентам ее государств-участников дополнительные возможности для участия в международном парламентском движении.
МПА СНГ стремится к укреплению своих позиций и в качестве площадки для диалога между организациями, призванными обеспечивать безопасность на евразийском пространстве. При этом выработка совместной позиции может быть предметом обсуждения на ее пленарных заседаниях, заседаниях профильных постоянных комиссий, предшествующих заседаниям указанных международных парламентских структур. Учитывая опыт МПА СНГ в организации крупных мероприятий в области безопасности, например, Санкт-Петербургского межпарламентского форума по борьбе с терроризмом в 2002 году или Парламентской конференции по борьбе с международным терроризмом, организованной в марте 2017 года совместно с ПА ОБСЕ, а также неснижающуюся актуальность данной тематики, такие международные события можно было бы проводить с определенной регулярностью.
Миротворческая деятельность может также вновь стать одной из востребованных форм работы МПА СНГ и способствовать дальнейшему развитию организации в качестве института парламентской дипломатии. Имеющийся опыт миротворчества позволит МПА СНГ стать проводником мирных инициатив, направленных на снижение напряженности в зонах потенциальной нестабильности. Такие функции МПА СНГ могла бы выполнять в соответствии с Конвенцией о МПА СНГ по поручению Совета глав государств СНГ.
Основные формы реализации миротворческой функции МПА СНГ могут включать: создание специальных рабочих групп и назначение специальных представителей МПА СНГ; проведение межпарламентских слушаний по вопросам потенциальных угроз и мирного урегулирования; распространение ценностей культуры ненасильственного разрешения конфликтов. Специальные рабочие группы могли бы формироваться из парламентариев, авторитетных политических и общественных деятелей, дипломатов. Доклады и рекомендации рабочих групп или спецпредставителей целесообразно представлять к обсуждению на межпарламентских слушаниях МПА СНГ.
Значительные усилия МПА СНГ прилагает и для развития гуманитарного сотрудничества. За последние годы в этой области был реализован ряд важных инициатив. Так, по предложению МПА СНГ в канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне была организована специальная акция "Эстафета Памяти", в рамках которой частицы пламени с мемориалов Победы в столицах государств - участников СНГ были привезены в г. Санкт-Петербург и объединены в огонь Содружества, проводились встречи делегаций МПА СНГ с ветеранами и молодежью, другие тематические мероприятия. В штаб-квартире МПА СНГ прошли дни культуры практически всех государств - участников МПА СНГ. С 2013 года МПА СНГ выступает соорганизатором Международного культурно-образовательного форума "Дети Содружества". Активную работу по линии молодежного сотрудничества проводит Молодежная межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ.
МПА СНГ также совершенствует свою конгрессную деятельность. Начало этому направлению дал Петербургский международный экономический форум, который был задуман и реализован в 1996 году в МПА СНГ, и первые девять форумов прошли под ее эгидой в Таврическом дворце. Затем МПА СНГ выступила соорганизатором Невского международного экологического конгресса и конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни". В 2015 году в штаб-квартире МПА СНГ прошел Евразийский женский форум, который собрал более 850 человек из 80 стран и благодаря участникам из стран Африки, Северной Америки, Латинской Америки и Австралии имел глобальный характер. В настоящее время МПА СНГ приступила к подготовке второго форума, который состоится в 2018 году.
Опыт проведения таких международных мероприятий продемонстрировал их большой потенциал в плане формирования скоординированной позиции государств - участников СНГ в вопросах совершенствования законодательной базы, разработки и реализации национальных программ. В этой связи МПА СНГ изучает возможности дальнейшего развития этого направления своей деятельности, прорабатывает его новые формы.
25-летний опыт работы МПА СНГ свидетельствует о довольно широком спектре ее возможностей и гибкости подхода в решении многих вопросов. За эти годы создан значительный потенциал для дальнейшего развития организации в соответствии с меняющимися условиями современной обстановки в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и в мире в целом.
Особое мнение Азербайджанской Республики
С учетом Особого мнения Азербайджанской Республики к Решению Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года "О Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Плане основных мероприятий по ее реализации".
Президент |
И. Алиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета Глав государств СНГ от 11 октября 2017 г. "О совершенствовании деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств и ее адаптации к современным реалиям"
Текст решения официально опубликован не был