Заслушав информацию Министра иностранных дел Российской Федерации об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
В условиях сохраняющейся напряженности в международных отношениях и нарастающих угроз в сфере безопасности Министерство иностранных дел Российской Федерации неукоснительно выдерживает внешнеполитическую линию, определяемую Президентом Российской Федерации.
Система международных отношений на современном этапе переживает кризис, в первую очередь в связи с попытками западных стран любой ценой навязать модель однополярного мироустройства. На этом фоне сохраняется тенденция к обострению существующих и возникновению новых конфликтов на политической, национальной, религиозной, социальной почве.
Наиболее остро кризис доверия во взаимоотношениях с Западом проявляется в вопросах урегулирования внутренних конфликтов на Украине и в Сирии, в развитии обстановки на Корейском полуострове, при реализации Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, а также в связи с якобы имевшим место российским вмешательством в выборные и иные внутриполитические процессы в ряде западных стран.
Одной из ключевых задач остается коллективное противодействие главной угрозе современной цивилизации - международному терроризму. Итоги военной операции, главной целью которой был разгром террористических группировок в Сирии, - свидетельство высокопрофессиональной работы российских военнослужащих, выполняемой в том числе с опорой на эффективную дипломатическую поддержку.
Россия исходит из того, что поступательное и предсказуемое развитие отношений с США возможно только на основе взаимного уважения интересов и невмешательства во внутренние дела каждой из сторон. Политика односторонних ограничений, противоречащих нормам международного права, проводимая против России, выходит за рамки допустимого в международной практике и ведет к демонтажу системы международной безопасности, которая выстраивалась на протяжении десятков лет.
Особого внимания также требует вопрос защиты российских средств массовой информации, работающих в иностранных государствах, от откровенно дискриминационных и враждебных мер.
Приоритетом внешней политики России остается дальнейшее углубление сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, взаимодействие с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Всесторонне реализуется потенциал сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Россия последовательно продвигает позитивную объединительную повестку в таких международных организациях и неформальных объединениях, как Организация Объединенных Наций, "Группа двадцати", Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество, развивает взаимодействие в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества.
Российская Федерация поступательно осуществляет государственную политику в отношении соотечественников, проживающих за рубежом. В целях поддержки в иностранных государствах институтов, работающих в интересах продвижения русского языка, русской культуры и развития гуманитарного сотрудничества, активно используется инструментарий "мягкой силы".
Обучение в российских вузах иностранных граждан - эффективный инструмент формирования дружественной для России среды за рубежом. Однако в настоящее время не имеется достаточных возможностей для удовлетворения их интереса к получению образования в России.
Значимым направлением российской внешней политики остается содействие международному развитию, реализация которого будет способствовать выполнению Россией положений Декларации "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 года N 70/1.
В 2017 году, объявленном Годом экологии, при активной роли Министерства иностранных дел Российской Федерации последовательно осуществлялось международное сотрудничество по выполнению поставленной Президентом Российской Федерации задачи поэтапного перехода России к модели экологически устойчивого развития.
Состоявшаяся в городе Санкт-Петербурге 137-я Ассамблея Межпарламентского союза во многом благодаря активному содействию Министерства иностранных дел Российской Федерации стала самой представительной в истории этой международной парламентской организации и убедительно подтвердила безуспешность попыток изоляции нашей страны. Это масштабное международное мероприятие показало, что парламентская дипломатия имеет значительный потенциал для продвижения российских позиций в мире, что, в свою очередь, требует дополнительных усилий по урегулированию международно-правового статуса парламентариев.
Нарастающее внешнее давление на Россию явилось стимулом для активизации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Федеральный закон "Об основах приграничного сотрудничества", принятый в 2017 году, стал важным источником правового регулирования в этой сфере.
Последовательно отстаивая приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, включая Устав Организации Объединенных Наций, демократическим ценностям, курсу на поступательное и взаимовыгодное развитие всех участников международных процессов, Россия уверенно сохраняет статус активного участника этих процессов, является опорой для тех, кто добросовестно выполняет международные обязательства, чтит традиции и ценности коллективного подхода к решению проблем актуальной повестки дня в целях формирования справедливого и устойчивого миропорядка.
Учитывая вышеизложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра иностранных дел Российской Федерации об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) продолжить практику включения представителей субъектов Российской Федерации в составы межправительственных комиссий по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству с иностранными государствами в случае внесения в повестки дня заседаний вопросов, отнесенных к их компетенции;
2) провести в целях стимулирования субъектов Российской Федерации к осуществлению международных и внешнеэкономических связей анализ заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей;
3) осуществить комплексный анализ эффективности реализуемых Российской Федерацией проектов содействия международному развитию, а также их соответствия национальным интересам Российской Федерации и задачам развития двустороннего сотрудничества с соответствующими странами;
4) предусмотреть меры, направленные на совершенствование государственной поддержки российских неправительственных организаций, осуществляющих деятельность в области международного гуманитарного сотрудничества и связей с соотечественниками за рубежом, а также русскоязычных средств массовой информации в иностранных государствах;
5) разработать подпрограмму "Русская школа за рубежом" для реализации в рамках государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 325-10;
6) проработать возможность увеличения квоты на обучение иностранных граждан в российских вузах за счет средств федерального бюджета с 15 до 30 тысяч человек;
7) продолжить практику направления представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации для участия в работе межпарламентских комиссий.
3. Рекомендовать Министерству иностранных дел Российской Федерации:
1) продолжить проведение внешнеполитического курса Российской Федерации, направленного на:
укрепление международной безопасности, защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, противодействие внешним угрозам и политике односторонних ограничений, противоречащих нормам международного права;
сохранение и укрепление международного мира и безопасности при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций и неукоснительном соблюдении норм международного права;
поддержание и развитие равноправного и взаимоуважительного сотрудничества с иностранными государствами, межгосударственными объединениями и международными организациями;
защиту прав и интересов российских граждан, пребывающих в иностранных государствах, соотечественников, проживающих за рубежом, а также российских средств массовой информации и российских организаций;
2) продолжать проводить последовательную политику по содействию политическому урегулированию конфликтных ситуаций и продвижению позитивной объединительной повестки дня в международных отношениях;
3) продолжить работу по урегулированию вопросов разграничения континентального шельфа с государствами Арктического региона;
4) продолжить предпринимать активные усилия по обеспечению интересов России в районе архипелага Шпицберген;
5) предусматривать в программах официальных визитов российских делегаций в иностранные государства встречи глав российских делегаций с представителями объединений соотечественников, проживающих за рубежом;
6) продолжить взаимодействие с российскими общественными объединениями и ассоциациями, занимающимися международной проблематикой, оказывать организационное содействие их деятельности;
7) задействовать в полном объеме ресурсы парламентской дипломатии в целях дальнейшего повышения эффективности российского внешнеполитического курса и более широкого доведения до международного сообщества позиции Российской Федерации по актуальным вопросам международной повестки дня;
8) вернуться к практике проведения ежегодных совещаний с участием представителей Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам межпарламентского сотрудничества;
9) содействовать продвижению российских кадров в руководящие органы международных организаций;
10) изучить возможность разработки дополнительных мер, направленных на укрепление правовой защиты парламентариев, участвующих в международных мероприятиях.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации активнее привлекать членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к подготовке проектов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, в том числе проектов соглашений в рамках приграничного сотрудничества.
5. Рекомендовать членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1) максимально эффективно использовать универсальные, региональные и двусторонние межпарламентские площадки, форумы, международные конференции в целях объективного отражения российской позиции в их итоговых документах, активизировав для этого работу в период между сессиями;
2) координировать работу по направлениям межпарламентского сотрудничества с Министерством иностранных дел Российской Федерации, дипломатическими представительствами Российской Федерации, постоянными представительствами Российской Федерации при международных организациях, представительствами Министерства иностранных дел Российской Федерации в субъектах Российской Федерации и Комитетом Совета Федерации по международным делам при подготовке своих зарубежных визитов.
6. Комитету Совета Федерации по международным делам проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2018 года.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по международным делам.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель |
В.И. Матвиенко |
Москва
26 декабря 2017 г.
N 625-СФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 декабря 2017 г. N 625-СФ "Об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 2018 г. N 1 (часть I) ст. 184