Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 ноября 2017 г. N 03-06-06-01/75764
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел указанное письмо по вопросу применения положений главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем, считаем необходимым отметить следующее.
Подпунктом 4 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых, расходы по нарезным работам при подземных разработках в пределах горного отвода горнорудных предприятий в целях налогообложения прибыли приравниваются к материальным расходам.
Согласно пункту 1 статьи 318 Кодекса расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.
Перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), установленный пунктом 1 статьи 318 Кодекса, является открытым и определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно.
При этом в Определении ВАС РФ от 13.05.2010 N ВАС-5306/10 отмечено, что предоставляя налогоплательщику возможность самостоятельно определять учетную политику, включая формирование состава прямых расходов, Кодексом не определен данный процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика. Напротив, в главе 25 Кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщика устанавливать порядок признания расходов с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). В случае если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.