Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N 11-АПГ17-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о признании недействующим пункта 10 приложения 1 к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 9 декабря 2016 г. N 10-33/кс "О корректировке на 2017 год долгосрочных тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение, транспортировку сточных вод, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 27 ноября 2015 г. N 10-32/кс "Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2016-2018 годы" по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 7 июля 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Валиуллина Б.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Запалова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее также - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 10 приложения 1 к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также - Государственный комитет РТ по тарифам) от 9 декабря 2016 г. N 10-33/кс "О корректировке на 2017 год долгосрочных тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение, транспортировку сточных вод, установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 27 ноября 2015 г. N 10-32/кс "Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2016-2018 годы" (далее - Постановление N 10-33/кс), ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения". По мнению Общества, оспариваемые тарифы являются экономически необоснованными, поскольку Государственным комитетом РТ по тарифам при определении его размера неверно определены объемы отпуска воды. Так, расчетный объем отпуска воды на 2017-2018 годы принят на уровне факта 2015 г., однако указан в размере 307,220 тыс. куб. м, тогда как в соответствии с актами о выполненных работах и актами поставленных ресурсов за период с 1 января по 31 декабря 2015 г. объем отпуска воды составил 277,003 тыс. куб. м. Кроме того, Общество просило обязать Государственный комитет РТ по тарифам принять новый нормативный правовой акт об установлении для Казанского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" одноставочного тарифа на транспортировку холодной воды на 2017-2018 гг., взыскать с административного ответчика судебные расходы по уплате госпошлины в размере 4500 руб.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 7 июля 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Государственный комитет РТ по тарифам просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов Комитет указывает, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доказательствам, решение суда принято на основании недопустимых доказательств. По его мнению, Комитет при проведении корректировки на 2017 г. правомерно использовал прогнозные объемы реализации по данным гарантирующего поставщика на территории города Казани в общем размере 307,22 тыс. куб. м, определенные исходя из действующего на момент подачи тарифной заявки договора по транспортировке холодной воды от 20 июня 2014 г. N 49/ГВТВ-4д с учетом прогнозируемых потерь воды при транспортировке. Кроме того, законодательством и судебной практикой предусмотрено право регулируемой организации на учет в последующие периоды регулирования экономически обоснованных расходов или недополученных доходов, не учтенных органом регулирования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ОАО "РЖД" и прокуратурой Республики Татарстан представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении и водоотведении, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно части 1 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности относится в том числе холодное водоснабжение. В сфере холодного водоснабжения регулированию, в частности, подлежат тарифы на питьевую воду (питьевой водоснабжение) и на транспортировку воды (часть 2 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно приложению 1 к Постановлению N 10-32/кс установлены тарифы на питьевую воду, техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной воды и транспортировку сточных вод на 2016-2018 гг. В приложении 1 к Постановлению N 10-32/кс в городе Казани Республики Татарстан для Казанского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" установлены в том числе показатели одноставочного тарифа на транспортировку питьевой воды без учета налога на добавленную стоимость в период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.
На основании предложения Казанского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" от 28 апреля 2016 г. Государственный комитет РТ по тарифам Постановлением N 10-33/кс произвел корректировку одноставочного тарифа на транспортировку питьевой воды без учета налога на добавленную стоимость Казанского территориального участка Горьковской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" на 2017-2018 гг. в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования: приложение 1 к Постановлению N 10-32/кс изложено в новой редакции. Так, одноставочный тариф на транспортировку питьевой воды с 1 января 2017 г. по 30 июня 2018 г. установлен в размере 8,22 руб./куб.м, с 1 июля по 31 декабря 2018 г. - 9,14 руб./куб.м (пункт 10).
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Тарифы на транспортировку холодной воды устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды за последние 3 года (пункт 29 Основ ценообразования).
Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены приказом Федеральной службой по тарифам (далее также - ФСТ России) от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э).
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Как следует из экспертного заключения по установлению тарифов, расчет корректировки тарифа на 2017 г. произведен методом индексации в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования и на основании представленных Обществом материалов.
Судом первой инстанции установлено, что в нарушение приведенных норм при корректировке тарифов на 2017 г. в оспариваемом нормативном правовом акте Государственный комитет РТ по тарифам использовал прогнозируемые объемы реализации по данным гарантирующего поставщика на территории муниципального образования города Казани - МУП "Водоканал" в общем размере 307,220 тыс. куб. м воды, а не данные о фактическом отпуске воды за последний отчетный год.
Вместе с тем пунктом 4 Методических указаний N 1746-э определено, что расчетный объем отпуска воды на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования) определяется исходя из фактического объема отпуска воды за последний отчетный год и динамики отпуска воды за последние 3 года в соответствии с приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям N 1746-э. При этом фактические объемы отпуска воды определяются органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1140, и Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 6 (далее - Стандарты раскрытия информации).
Частью 1 статьи 34 Закона о водоснабжении и водоотведении закреплена обязанность организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации Стандартами раскрытия информации.
Подпунктом "а" пункта 3 Стандартов раскрытия информации предусмотрено, что регулируемыми организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) или на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации. Информация, подлежащая раскрытию, направляется организациями через федеральную государственную информационную систему "Единая информационно-аналитическая система ФСТ России" (далее также - ФГИС ЕИАС ФСТ России) (пункт 5 Регламента раскрытия информации путем ее опубликования в сети "Интернет" и взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органов местного самоуправления поселения или городского округа в случае передачи законом субъекта Российской Федерации полномочий по утверждению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления) с регулируемыми организациями при раскрытии информации путем ее опубликования в сети "Интернет", утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16 декабря 2014 г. N 2244-э).
Согласно Положению о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543, предметом проверки при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является соблюдение стандартов раскрытия информации юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) и органами местного самоуправления поселений, городских округов, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов, в том числе в части достоверности раскрытой информации.
При совокупном анализе приведенных норм в их системном единстве следует исходить из презумпции достоверности информации, представленной организациями через ФГИС ЕИАС ФСТ России.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции правомерно учитывал, что ОАО "РЖД" в тарифной заявке на 2016-2018 гг. и в отчетности за 2015 г., сданной в Государственный комитет по тарифам через ФГИС ЕИАС ФСТ России, объем поступившей в сеть воды указан в размере 277,003 тыс. куб.м, при этом расход воды на хозяйственные нужды данной организации составляет 33,893 тыс. куб.м, а объем отпуска воды потребителям - 243,110 тыс. куб.м.
Кроме того, как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в представленных Обществом для корректировки тарифов документах заявленный Обществом объем отпуска воды подтвержден, в частности, актами приемки выполненных работ и актами поставленных ресурсов за период с 1 января по 31 декабря 2015 г., а также пояснениями представителя гарантирующего поставщика, данными в судебном заседании, согласно которым объем полученной воды признан организациями- потребителями и оплачен ими МУП "Водоканал".
Установив названные обстоятельства и сопоставив оспариваемое постановление перечисленным выше нормативным правовым актам, суд первой инстанции сделал правильные выводы, что постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 9 декабря 2016 г. N 10-33/кс в оспариваемой ОАО "РЖД" части является экономически необоснованным, принято без учета положений Закона о водоснабжении и водоотведении и Основ ценообразования. Использование плановых значений при наличии сведений о фактическом отпуске воды противоречит положениям пункта 29 Основ ценообразования, пункта 4 Методических указаний N 1746-э.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами Закона о водоснабжении и водоотведении.
Мотивы, по которым суд принял одни доказательства и отверг другие, в решении суда первой инстанции приведены, поэтому ссылки апелляционной жалобы на ненадлежащее исследование судом представленных административным истцом доказательств необоснованные. Сомневаться в правильности оценки, данной судом, указанным доказательствам, оснований не имеется.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 7 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в апелляционной инстанции, в размере 8847 руб.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2017 г. N 11-АПГ17-23
Текст определения официально опубликован не был