Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2017 г. N 81-АПГ17-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление "Белогорск" о признании недействующими постановлений Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2016 г. N 693 "Об установлении МУП "Жилищно-коммунальное управление "Белогорск" тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке Тисульского района, на 2017 год" и от 20 декабря 2016 г. N 695 "Об установлении МУП "Жилищно-коммунальное управление "Белогорск" тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) на 2017 год", по апелляционной жалобе конкурсного управляющего МУП ЖКУ "Белогорск" на решение Кемеровского областного суда от 22 мая 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление "Белогорск" Казанцева А.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Л.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное управление "Белогорск" (далее - МУП "ЖКХ "Белогорск") обратилось в Кемеровский областной суд с заявлением о признании недействующими постановлений Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 20 декабря 2016 г. N 693 "Об установлении МУП "Жилищно-коммунальное управление "Белогорск" тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке Тисульского района, на 2017 год" и от 20 декабря 2016 г. N 695 "Об установлении МУП "Жилищно-коммунальное управление "Белогорск" тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) на 2017 год".
Решением Кемеровского областного суда от 22 мая 2017 г. в заявление МУП "ЖКХ "Белогорск" удовлетворено.
Не согласившись с мотивировочной частью решения суда первой инстанции, конкурсный управляющий МУП ЖКУ "Белогорск" обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт изменить, как вынесенный с нарушением норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Кемеровской области, представлены возражения.
В судебное заседание представители Региональной энергетической комиссии Кемеровской области и прокуратуры Кемеровской области, извещенные надлежащим образом, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
В силу пункта 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Закона, к числу которых относятся тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Кемеровской области является Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области, в соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 г. N 371.
МУП ЖКУ "Белогорск", осуществляющее, в том числе, производство, передачу и распределение горячей воды, тепловой энергии потребителям, обратилось 27 апреля 2016 г. в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области) с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2017 г., предложив установить тариф на 2017 г. в размере 4 212,43 руб./Гкал, предоставив обосновывающие документы и расчеты.
Регулирующий орган, рассмотрев заявление предприятия об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, горячей воды в открытой системе горячего водоснабжения, реализуемых МУП ЖКУ "Белогорск" на 2017 г. установил тарифы методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Постановлением РЭК Кемеровской области 20 декабря 2016 г. N 693 "Об установлении МУП "Жилищно-коммунальное управление "Белогорск" тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке Тисульского района, на 2017 год" установлены тарифы для потребителей МУП "ЖКУ "Белогорск" на 2017 г. на услуги по передаче тепловой энергии - воды: с 01 января 2017 г. - для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения в размере 2 444,04 руб./Гкал, для населения в размере 2 2885,03 руб./Гкал.; с 01 июля 2017 г. - для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения в размере 2 540,24 руб./Гкал, для населения в размере 2 2997,48 руб./Гкал.
Постановлением РЭК Кемеровской области от 20 декабря 2016 г. N 695 "Об установлении МУП "Жилищно-коммунальное управление "Белогорск" тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) на 2017 год", согласно приложению установлен двухкомпонентный тариф для потребителей МУП "ЖКУ "Белогорск" на 2017 г. на услуги по передаче горячей воды: с 01 января 2017 г. - для населения в размере 187,09 руб./куб.м, для иных потребителей в размере 158,55 руб./куб.м; с 01 июля 2017 г. - для населения в размере 194,05 руб./куб.м, для иных потребителей в размере 164,45 руб./куб.м.
Постановления опубликованы 21 декабря 2016 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области".
Постановления РЭК Кемеровской области от 20 декабря 2016 г. N 693 и N 695 признаны судом первой инстанции недействующими и на этом основании не оспариваются.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что тарифный орган при расчете затрат на ремонтные работы, подлежащие включению в необходимую валовую выручку, необоснованно руководствовался Правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей СО 34.04.181 - 2003, утвержденные Правлением ОАО РАО "ЕЭС России" от 25 декабря 2003 г. Конкурсный управляющий МУП ЖКУ "Белогорск" полагает, что указанные Правила не являются нормативно-правовым актом, в связи с чем они не распространяются на отношения, связанные с тарифным регулированием.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 33 Основ ценообразования расходы на ремонт основных средств входят в расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемых в необходимую валовую выручку при ее расчете методом экономически обоснованных расходов.
Согласно пункту 41 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.
Согласно материалам дела, предприятие при установлении тарифа на тепловую энергию представило в регулирующий орган документы по проведению ремонтных работ, подтверждающие не расчетное (плановое), а фактическое выполнение ремонтных работ в предыдущие периоды регулирования, в связи с чем на основании пункта 13 Основ ценообразования данные документы не учтены в составе необходимой валовой выручки предприятия в расходах на ремонт основных средств на 2017 г.
Ссылка заявителя на применение указанных выше Правил ремонта несостоятельна, поскольку при определении затрат регулирующий орган руководствовался Основами ценообразования и Методическими рекомендациями, то есть из расчетных цен и обоснованных мероприятий по проведению ремонтных работ, включающих в том числе перспективные и годовые графики запланированных работ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Методическими рекомендациями" имеется в виду "Методическими указаниями"
С учетом изложенного оснований для изменения мотивировочной части решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кемеровского областного суда от 22 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное управление "Белогорск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 ноября 2017 г. N 81-АПГ17-17
Текст определения официально опубликован не был