Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2017 г. N 48-АПГ17-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Бабановой О.Т. на решение Челябинского областного суда от 2 августа 2017 года, которым отказано в удовлетворении требований Бабановой О.Т. об оспаривании решения Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 28 декабря 2015 года N 60 "Об утверждении Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 28 декабря 2015 года N 60 утверждено Положение о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа.
Данное решение было опубликовано 28 декабря 2015 года в издании "Официальный Южноуральск" N 51 (451) и вступило в силу с 1 января 2016 года.
Бабанова О.Т. обратилась в суд с административным иском об оспаривании названного нормативного правового акта в части невключения требования о сохранении пенсии за выслугу лет в прежнем размере в случае, если размер пенсии за выслугу лет при перерасчете уменьшается по сравнению с установленным ранее.
В обоснование заявленных требований Бабанова О.Т. указала, что она является получателем пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа, с 12 апреля 2012 года, в декабре 2015 года ее пенсия составила 20 732,08 рублей. Решение Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 28 декабря 2015 года N 60 "Об утверждении Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа" в отличие от ранее действовавшего решения не содержит нормы о сохранении в прежнем размере ранее назначенной пенсии в случае ее перерасчета в сторону уменьшения, чем нарушаются права административного истца, предусмотренные статьями 7, 39, 55 Конституции Российской Федерации. Бабанова О.Т. указала, что оспариваемое решение повлекло уменьшение назначенной ей пенсии до 8 684,43 рублей.
Решением Челябинского областного суда от 2 августа 2017 года в удовлетворении требований Бабановой О.Т. отказано.
В апелляционной жалобе Бабанова О.Т. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении ее требований.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25 "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "N 25-ФЗ"
Статьей 12 Закона Челябинской области от 30 мая 2007 года N 144-ЗО "О регулировании муниципальной службы в Челябинской области" предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и Законом Челябинской области "О регулировании государственной гражданской службы Челябинской области"; определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным статьей 5 настоящего Закона соотношением должностей муниципальной службы и должностей гражданской службы области. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего Челябинской области по соответствующей должности гражданской службы.
Как следует из части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, в таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Из материалов дела следует, что с момента вступления в силу решения Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 28 декабря 2015 года N 60 утратило силу решение Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 26 октября 2010 года N 118 "Об утверждении Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа".
Пунктом 3 решения Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 26 октября 2010 года N 118 предусматривалось, что в случае если размер пенсии за выслугу лет при перерасчете уменьшается по сравнению с установленным ранее, пенсия за выслугу лет выплачивается в прежнем размере впредь до возникновения права на ее получение в большем размере.
Аналогичная норма в оспариваемом решении Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 28 декабря 2015 года N 60 "Об утверждении Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной служба Южноуральского городского округа" отсутствует.
Пунктом 20 Положения о назначении, перерасчете и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 28 декабря 2015 года N 60, предусмотрено, что решение о перерасчете размера пенсии за выслугу лет оформляется распоряжением администрации Южноуральского городского округа.
Распоряжением администрации Южноуральского городского округа от 15 января 2016 года N 3-р "О перерасчете пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Южноуральского городского округа" определен размер пенсии Бабановой О.Т. за выслугу лет с 1 января 2016 года в сумме 8 684,34 рублей.
В связи с тем, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиями, само по себе изменение органами местного самоуправления размера и правил исчисления таких пенсий не является нарушением прав на пенсионное обеспечение Бабановой О.Т.
Исходя из изложенного, отсутствие в оспариваемом решении нормы о сохранении пенсии за выслугу лет в прежнем размере в случае, если размер пенсии за выслугу лет при перерасчете уменьшается по сравнению с установленным ранее не влечет нарушения прав, свобод и законных интересов Бабановой О.Т.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, а оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Бабановой О.Т., не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 2 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бабановой О.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2017 г. N 48-АПГ17-18
Текст определения официально опубликован не был