Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2017 г. N 51-АПГ17-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Залесовского районного Совета депутатов Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 28 июля 2017 года, которым требования Елисеевой Г.Н. об оспаривании в части абзаца первого пункта 2.3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Залесовский район Алтайского края, ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности в органах государственной власти и управления Залесовского района Алтайского края, принятого решением Залесовского районного Совета депутатов Алтайского края от 26 декабря 2016 года N 52, удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 декабря 2016 года Залесовским районным Советом депутатов Алтайского края принято решение N 52 "О Положении о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Залесовский район Алтайского края, ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности в органах государственной власти и управления Залесовского района Алтайского края".
Приложением к указанному решению является Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Залесовский район Алтайского края, ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности в органах государственной власти и управления Залесовского района Алтайского края.
Согласно пункту 1.1 названное Положение определяет порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии лицам, получающим трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, замещавшим: должности муниципальной службы администрации района, ее структурных подразделений, комитетов и отделов; муниципальные должности на постоянной основе; должности в органах государственной власти и управления Залесовского района в период существования СССР и РСФСР; должности руководителей в органах местного самоуправления в период их деятельности с 15 ноября 1991 года по 3 февраля 1996 года.
В силу пункта 2.3 данного Положения пенсия за выслугу лет устанавливается неработающим лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации Залесовского района, в размере 500 рублей ежемесячно. При установлении и выплате пенсии за выслугу лет районный коэффициент не применяется.
В соответствии со статьей 57 Устава муниципального образования Залесовский район Алтайского края решение N 52 от 26 декабря 2016 года с Приложением опубликовано в официальном печатном издании газете "Сельский новатор" N 5 от 4 февраля 2017 года и обнародовано на официальном сайте администрации Залесовского района Алтайского края.
Решение N 52 от 26 декабря 2016 года вступило в силу с 1 января 2017 года.
Этим же решением признано утратившим силу решение Залесовского районного Совета депутатов от 30 сентября 2010 года N 24 "О Положении о порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Залесовского района, ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности в органах государственной власти Залесовского района Алтайского края", а также все последующие решения о внесении изменений в данное Положение.
Елисеева Г.Н. обратилась в Алтайский краевой суд с административным иском об оспаривании Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Залесовский район Алтайского края, ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности в органах государственной власти и управления Залесовского района Алтайского края, принятого решением Залесовского районного Совета депутатов Алтайского края N 52 от 26 декабря 2016 года, в части абзаца первого пункта 2.3.
В обоснование заявленных требований Елисеева Г.Н. указала, что она является получателем пенсии за выслугу лет как лицо, замещавшее должности муниципальной службы. В связи с принятием вышеуказанного Положения размер ее пенсии за выслугу лет был существенно снижен и установлен в фиксированном размере - 500 рублей. Принятое административным ответчиком решение в части установления пенсии за выслугу лет в размере 500 рублей противоречит положениям статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", части 8 статьи 17 Закона Алтайского края от 28 октября 2005 года N 78-ЗС "О государственной службе в Алтайском крае", статьи 9 Закона Алтайского края от 7 декабря 2007 года N 134-3C "О муниципальной службе в Алтайском крае", по смыслу которых пенсия за выслугу лет муниципального служащего не может быть ниже установленной законодательством Российской Федерации суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, поскольку на муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственных служащих.
Решением Алтайского краевого суда от 28 июля 2017 года заявленные Елисеевой Г.Н. требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Залесовский районный Совет просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Елисеевой Г.Н.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, в таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
По делу установлено, что Елисеева Г.Н. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", до 1 января 2015 года получала трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании распоряжения администрации Залесовского района Алтайского края от 31 декабря 2010 года N 307-р/9 Елисеевой Г.Н. как лицу, замещавшему главную должность муниципальной службы - заведующего архивным делом администрации Залесовского района, в соответствии с Положением о порядке назначения, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Залесовского района, ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности в органах государственной власти Залесовского района, утвержденным решением Залесовского районного Совета депутатов от 30 сентября 2010 года N 24, с 1 января 2011 года установлена пенсия за выслугу лет исходя из стажа муниципальной службы 16 лет в размере 4 383,59 рублей ежемесячно.
17 января 2017 года администрацией Залесовского района Алтайского края Елисеева Г.Н. была уведомлена о том, что в соответствии с принятым 26 декабря 2016 года Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования Залесовский район Алтайского края, ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности в органах государственной власти и управления Залесовского района Алтайского края, пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации Залесовского района Алтайского края, установлена в размере 500 рублей.
С 1 января 2017 года фактическая выплата Елисеевой Г.Н. пенсии за выслугу лет составила 500 рублей ежемесячно.
Из положений вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим.
В связи с тем, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, само по себе изменение органами местного самоуправления размера и правил исчисления таких пенсий не является нарушением прав на пенсионное обеспечение Елисеевой Г.Н.
Однако, Залесовский районный Совет депутатов Алтайского края, установив фиксированный размер пенсии за выслугу лет, фактически предусмотрел правило пенсионного обеспечения лиц, замещающих должности муниципальной службы, отличное от правил пенсионного обеспечения лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Алтайского края, ухудшив, тем самым, положение лиц, замещающих должности муниципальной службы, по сравнению с лицами, замещающими должности государственной гражданской службы Алтайского края, что противоречит приведенным выше положениям законодательства.
Кроме этого, действующее законодательство установления пенсии за выслугу лет в едином фиксированном размере для всех лиц, замещающих должности муниципальной службы муниципального образования, не допускает и предусматривает, что размер пенсии за выслугу лет должен исчисляться индивидуально исходя из должности муниципальной службы, которую замещал муниципальный служащий, и продолжительности стажа муниципальной службы.
Исходя из изложенного, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое положение в части установления пенсии за выслугу лет в размере 500 рублей неработающим лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации Залесовского района, противоречит положениям статьи 24 Федерального закона от марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и действующему в Алтайском крае законодательству в сфере регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 28 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Залесовского районного Совета депутатов Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2017 г. N 51-АПГ17-19
Текст определения официально опубликован не был