Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы рассмотрел проект федерального закона N 65210-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (далее - законопроект), внесенный Алтайским краевым Законодательным Собранием, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), дополнив его новой статьей 14.1, согласно которой устанавливается обязанность для ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете и нуждающихся в лечении, своевременно проходить обследование в медицинской организации по месту наблюдения и при необходимости получать препараты для лечения, а также предусматривается принудительная госпитализация по решению суда указанных лиц для обязательного обследования и лечения в случае неоднократного нарушения ими санитарно-эпидемиологического режима или в случае умышленного уклонения от обследования и лечения.
Кроме этого, законопроектом предполагается наделить руководителя медицинской организации, в которой ВИЧ-инфицированное лицо состоит на диспансерном учете, правом обратиться в суд с иском об обязательном обследовании и лечении ВИЧ-инфицированного лица.
Также проектом федерального закона вносятся изменения в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и устанавливается порядок производства по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, в структуре которой предусмотрено отделение для оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным, в недобровольном порядке.
Комитет отмечает социальную значимость мер, направленных на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и считает актуальным совершенствование законодательства в данной сфере.
Вместе с тем, проектируемая статья 14.1 противоречит статье 14 Федерального закона N 38-ФЗ, в соответствии с которой ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по медицинским показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство.
Согласно статье 8 Федерального закона N 38-ФЗ медицинское освидетельствование в медицинских организациях проводится добровольно при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство освидетельствуемого лица или законного представителя. По желанию лица добровольное медицинское освидетельствование может быть анонимным.
Принятие законопроекта может повлечь нарушение прав ВИЧ-инфицированных лиц на анонимность медицинского освидетельствования.
Необходимо отметить, что обязательное медицинское освидетельствование предусмотрено в отношении доноров крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций.
Согласно пояснительной записке, необходимость предлагаемых изменений обусловлена тем, что болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека, представляет опасность для окружающих (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих").
Также авторы отмечают, что в отношении больных туберкулезом Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 77-ФЗ) предусмотрена госпитализация на основании решения суда в медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения в стационарных условиях.
Однако, по мнению Комитета, социальная опасность туберкулеза значительно выше, чем ВИЧ-инфекции. Распространение ВИЧ-инфекции связано главным образом с незащищенными половыми контактами, использованием содержащих вирус шприцев, игл и иных медицинских инструментов, передачей вируса от инфицированной матери ребенку во время родов или при грудном вскармливании, а также при переливании донорской крови. У туберкулеза основной механизм передачи воздушно капельный, что представляет серьезную опасность для окружающих больного открытыми формами туберкулеза.
Необходимо отметить, что в отношении лиц, больных туберкулезом, ассоциированным с ВИЧ-инфекцией, могут применяться нормы Федерального закона N 77-ФЗ.
Комитет обращает внимание, что наименование проекта федерального закона не соотносится с проектируемыми нормами в части внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Кроме того, в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, требуемых для создания в структурах медицинских организаций отделений для оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным больным, госпитализированным для обязательного обследования и лечения по решению суда.
На проект федерального закона получен отрицательный официальный отзыв Правительства Российской Федерации (от 12 мая 2017 года N 3115п-П12).
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья не поддерживает проект федерального закона N 65210-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" и рекомендует его отклонить в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 17 ноября 2017 года (протокол N 37).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.