Порядок определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера
(утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 24.10.2016, протокол N 10/16,
Изменения, утверждены решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 11.09.2017, протокол N 11/17,
Изменения, утверждены решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 16.10.2017, протокол N 12/17,
Изменения, утверждены решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 25.12.2017)
I Общие положения
1.1. Порядок определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера (далее - Порядок) разработан во исполнение требований пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 332-ФЗ "О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".
1.2. Настоящий Порядок разработан с учетом научно-исследовательской работы Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института проблем рынка Российской академии наук "Разработка и обоснование методики определения предельных размеров платы за услуги правового и технического характера, взимаемых нотариусами при совершении нотариальных действий".
1.3. При взимании платы за оказание услуг правового и технического характера нотариус руководствуется требованиями ст.ст. 15, 22, 23, 25, 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), настоящим Порядком, решениями уполномоченного органа нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата), а также положениями иных правовых актов, регулирующих указанные отношения.
1.4. Размер платы за оказание услуг правового и технического характера ежегодно утверждается уполномоченным органом нотариальной палаты и подлежит применению с 1 января следующего года.
1.5. Размер платы за оказание услуг правового и технического характера утверждается уполномоченным органом нотариальной палаты в рамках, установленных Федеральной нотариальной палатой предельных размеров, рассчитанных в соответствии с пунктами 2.1. - 2.3. настоящего Порядка.
При этом нотариальные палаты вправе увеличить размер платы за оказание услуг правового и технического характера на очередной календарный год, в пределах, установленных Федеральной нотариальной палатой, не более чем на 10% от установленных на 1 января предыдущего года по следующим нотариальным действиям, в связи с их социальной значимостью и возможностью планирования расходов лицами, намеренными обратиться за совершением нотариального действия в следующем году:
а) удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества;
б) удостоверение договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением;
в) удостоверение соглашений об уплате алиментов;
г) удостоверение завещаний;
д) удостоверение согласий законных представителей, опекунов, попечителей на выезд несовершеннолетних детей за границу;
е) выдача свидетельств о праве на наследство;
ж) выдача свидетельств о праве собственности пережившему супругу.
1.6. Предельный размер платы за оказание услуг правового и технического характера на следующий год рассчитывается в соответствии с пунктами 2.1. - 2.3. настоящего Порядка и утверждается Правлением Федеральной нотариальной палаты до 1 ноября текущего года.
1.7. Взимание платы за оказание услуг правового и технического характера, не указанных в приложении N 1 к настоящему Порядку, не допускается. Нотариальные палаты вправе установить градацию размеров платы за оказание услуг правового и технического характера в зависимости от сложности и объема подготавливаемого документа (количество лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, количество листов изготавливаемого документа, количество объектов в свидетельстве/сделки и др.) в пределах, не превышающих предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера.
1.8. Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты обязаны опубликовать утвержденные размеры платы за оказание услуг правового и технического характера на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
II Порядок расчета предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера
2.1. При расчете предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера используется коэффициент количества нотариальных действий (Ккнд), определяемый по следующей формуле:
Где:
Nc - среднее количество нотариальных действий, совершаемых одним нотариусом в соответствующем субъекте Российской Федерации за предыдущий год;
Np - среднее количество нотариальных действий, совершаемых одним нотариусом в России за предыдущий год.
Коэффициент количества нотариальных действий, в случае превышения им значения 1,3, принимается за 1,3.
2.2. Предельный размер платы за оказание услуг правового и технического характера рассчитывается по следующей формуле, учитывающей социально-экономическую ситуацию в регионе и количество нотариальных действий, совершаемых нотариусом:
РП = ПМ х К х Ккнд
где РП - предельный размер платы за оказание услуг правового и технического характера;
ПМ - величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации за II квартал текущего года;
К - коэффициент сложности нотариального действия, указанный в пункте 2.3. настоящего Порядка;
Ккнд - коэффициент количества нотариальных действий.
2.3. При определении предельного размера платы за оказание услуг правового и технического характера при совершении конкретных видов нотариальных действий устанавливается коэффициент сложности нотариального действия по их видам, пропорциональный трудозатратам на их совершение (Приложение N 1 к настоящему Порядку).
2.4. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера на 100%.
2.5. Инвалиды I группы освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера на 50%.
2.6. Несовершеннолетние освобождаются от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера при удостоверении договоров об отчуждении ими недвижимого имущества. При этом такое освобождение от взимания платы за оказание услуг правового и технического характера производится пропорционально их участию в договоре.
2.7. Плата за оказание услуг правового и технического характера при удостоверении тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи не взимается.
2.8. Плата за оказание услуг правового и технического характера при нотариальном удостоверении протокола регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата, нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой кандидатом на должность Президента Российской Федерации уполномоченному представителю по финансовым вопросам, при свидетельствовании сведений, содержащихся в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (участников референдума), и подлинности подписи этих лиц, не взимается.
2.9. Плата за оказание услуг правового и технического характера при нотариальном удостоверении сделок, совершаемых при переселении граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации государственных, региональных и муниципальных программ взимается в размере 50% от размера платы, взимаемой за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению.
2.10. При совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы нотариус вправе взыскать недополученный доход в размере, не превышающем размер платы за оказание услуг правового и технического характера рассчитанный из размера коэффициента сложности нотариального действия:
при выезде к физическим лицам - 0,5;
при выезде к юридическим лицам - 1.
При совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы по одному адресу для нескольких лиц недополученный доход взыскивается с данных лиц однократно в равных долях.
При совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы в рамках регулярного выезда нотариуса в населенные пункты нотариального округа недополученный доход не взыскивается.
При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица в соответствии со статьей 22 Основ возмещают ему фактические транспортные расходы.
2.11. В случае если услуги правового и технического характера были выполнены, а нотариальное действие не было совершено, нотариус вправе взимать плату за оказание услуг правового и технического характера. Факт взимания платы за оказание услуг правового и технического характера в отсутствие совершенного нотариального действия подтверждается записью в реестре регистрации нотариальных действий без присвоения реестрового номера.
2.12. Нотариальные палаты вправе установить дополнительные льготы, предоставляемые нотариусами отдельным категориям граждан и юридическим лицам, в том числе органам государственной власти и местного самоуправления, при оказании услуг правового и технического характера.
Льготы при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера устанавливаются вне зависимости от того, на кого возложены расходы сторон.
2.13. Нотариус не вправе самостоятельно изменять установленный нотариальной палатой размер подлежащей взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера в сторону уменьшения либо увеличения.
2.14. Размер платы, уплаченной за оказание услуг правового и технического характера, указывается в нотариальном акте и реестре регистрации нотариальных действий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера (утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 24 октября 2016 г., протокол N 10/16, с изменениями, утвержденными решениями Правления Федеральной нотариальной палаты от 11 сентября 2017 г., протокол N 11/17; от 16 октября 2017 г., протокол N 12/17; от 25 декабря 2017 г., протокол N 16/17; от 17 августа 2018 г., протокол N 10/18; от 24 сентября 2018 г., протокол N 11/18; от 12 октября 2018 г., протокол N 12/18: от 17 сентября 2019 г., протокол N 10/19; от 26 декабря 2019 г., протокол N 15/19; от 18 мая 2020 г., протокол N 08/20; от 27 июля 2020 г., протокол N 14/20; от 10 августа 2020 г., протокол N 15/20; от 5 октября 2020 г., протокол N 17/20; от 9 декабря 2020 г., протокол N 20/20; от 24 мая 2021 г., протокол N 07/21; от 25 октября 2021 г., протокол N 17/21; от 20 декабря 2021 г., протокол N 20/21: от 25 апреля 2022 г., протокол N 06/22; от 23 мая 2022 г., протокол N 08/22; от 1 августа 2022 г., протокол N 13/22; от 26 сентября 2022 г., протокол N 17/22; от 6 октября 2022 г., протокол N 18/22; от 24 октября 2022 г., протокол N 19/22; от 19 декабря 2022 г., протокол N 22/22; от 27 февраля 2023 г., протокол N 04/23; от 29 мая 2023 г., протокол N 08/23)
Опубликование:
-