Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ЗАО "Производственное объединение "Возрождение" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции ремонтонепригодных мостов (строительство и реконструкция мостов и путепроводов). Реконструкция путепровода на км 105+361 автомобильной дороги А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола", Ленинградская область, с выполнением работ по разработке рабочей документации (номер извещения 0372100009917000119) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 475 411 200 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.12.2017;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащим образом требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В Приложении N 1 к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, например: "N 1 Смеси бетонные": "Расслаиваемость бетонной смеси: водоотделение и раствороотделение 6 %"; "
2 Эмульсии битумные дорожные": "Растяжимость при 0 °С и при 25 °С
3,5 см"; "
16 Знаки из оцинкованной стали тонколистовые": "Угол освещения bv = 5° для белого, красного, желтого, синего цветов
3 КД х ЛК-1 х М-2" и другие.
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что, например, в соответствии с таблицей 6 ГОСТ 7473-2010, требование о соответствии товара N 1 "Смеси бетонные" которому установлено в Приложении N 1 к документации об Аукционе, водоотделение и раствороотделение являются различными показателями с восемью возможными значениями в зависимости от соответствующих марок, при этом Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование в виде одного значения. Аналогичные требования установлены в отношении товара N 2 "Эмульсии битумные дорожные" показателя "Растяжимость при 0 °С и при 25 °С 3 см", товара N 16 "Знаки из оцинкованной стали тонколистовые" показателя "Угол освещения bv = 5° для белого, красного, желтого, синего цветов" и другие.
В приложении N 1 к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, например: "N 3 Смеси асфальтобетонные дорожные горячие плотные ГОСТ 9128-2009": "Тип в зависимости от содержания в них щебня (гравия), А; Тип в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен мелкозернистые, крупнозернистые ; Марка в зависимости от показателей физико-механических свойств и применяемых материалов I; Зерновые составы минеральной части смесей должны соответствовать [для нижних слоев покрытий и оснований]; В зависимости от вида минеральной составляющей щебеночные; гравийные; Пористость минеральной части 14 %; Величина остаточной пористости
5,0 %; Водонасыщение для образцов из переформованных вырубок и кернов 1 - 5 % по объему; Водонасыщение образцов из вырубок и кернов готового покрытия
5,0 %;Наибольший размер минеральных зерен
40 мм; Предел прочности при сжатии: при температуре 20 °С
2,2 Мпа; Предел прочности при сжатии: при температуре 50 °С
0,9 Мпа; Сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения
0,81 Мпа; Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50 °С
0,24 Мпа; Предел прочности при сжатии, при температуре 0 °С
12 Мпа; Температура горячих смесей при отгрузке потребителю
130 °С; Трещиностойкость - предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С от 3,0 до 6,5 Мпа; Водостойкость при длительном водонасыщении
0,75; Содержание щебня 40 - 60* % от массы; Водостойкость
0,75 мм; Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре 25 °С в зависимости от применяемых битумов (дорожно-климатическая зона III) 61-200 0,1 мм" и другие.
Представители Заявителя пояснили, что в соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ 9128-2009 в смеси асфальтобетонной типа "А" не содержится гравий. Кроме того, представителями Заявителя приведены примеры в отношении показателя "Водонасыщение для образцов из переформованных вырубок и кернов 1-5 % по объему" и даны пояснения, что, в соответствии с таблицей 5 ГОСТ 9128-2009 для смеси асфальтобетонной типа "А", марки I показатель "Водонасыщение для образцов из переформованных вырубок и кернов должен быть не менее 1,5, что также в соответствии с установленными требованиями в документации об Аукционе позволяют указать участнику закупки в составе заявки противоречащие требованиям ГОСТ значения.
Кроме того, представители Заявителя на заседании Комиссии сообщили, что установленный в документации об Аукционе показатель "Водостойкость 0,75 мм" товара "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие плотные" в соответствии ГОСТ 9128-2009 не имеет единиц измерения.
Кроме того, представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что установленный заказчиком показатель "Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре 25 °С в зависимости от применяемых битумов (дорожно-климатическая зона III) 61-200 0,1 мм" не соответствует требованиям проектной документации, поскольку в соответствии с приложением Б СНиП 2.05.02-85 дорожно-климатической зоной места выполнения работ является зона II.
В приложении N 1 к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, например: "N 4 Камни бетонные бортовые. ГОСТ 6665-91": "Марка БР 100.20.8, БР 100.30.15; Класс бетона при изготовление бортовых камней по прочности на сжатие В22,5; Справочная масса
0,04; Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе не ниже Btb 3,2".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что установленные заказчиком требования в документации об Аукционе позволяют указать участнику закупки в составе заявки противоречащие требованиям ГОСТ значения, поскольку в соответствии с ГОСТ 6665-91 установленные требования в отношении вышеуказанных показателей "Класс бетона при изготовление бортовых камней по прочности на сжатие", "Справочная масса"; "Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе" противоречит установленному классу бетона для камней марки БР 100.30.15.
В приложении N 1 к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, например: "N 11 Семена газонных трав. ГОСТ Р 53325-2005": "Содержание райграса однолетнего от 38 до 73 %; Чистота семян тимофеевки луговой 92 %; Содержание семян сорняков в райграсе однолетнем
0,8; Содержание ежи сборной от 29 до 61%; Содержание овсяницы луговой от 19 до 33 %" и другие.
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что вышеуказанные показатели товара "Семена газонных трав не предусмотрены требованиями ГОСТ Р 52325-2005", требование о соответствии которому установлено Заказчиком в Приложении N 1 к документации об Аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что в ряде пунктов Приложения N 1 к документации об Аукционе установлены требования о соответствии товаров ГОСТ, которые утратили силу, такие, например, как по товару "N 1 Смеси бетонные" ГОСТ 26633-2012, по товару "N 14 Гайки шестигранные" ГОСТ 5915-70, по товарам "N 17 Светофоры дорожные", "N 18 Выключатели установочные автоматические" ГОСТ 14254-96, по товару "N 20 Стойка опоры" ГОСТ 23613-79.
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные нормативно-технические документы являются недействующими.
В приложении N 1 к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, например: "N 20 Стойка опоры. ГОСТ 23613-79, Серия 3.407.1-143 выпуск 7": "Область применения район по ветру* I-III; Область применения район по гололеду* I-II" и другие.
Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе установлены, в том числе следующие положения: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
В случае если требуемое значение параметра сопровождается значком "*" ("звездочка"), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра.
При этом не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося значком * (звездочка)".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что представить значения в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не представляется возможным, поскольку символы "многоточие" и "тире", установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения.
С учетом вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком надлежащим образом не установлены в документации об Аукционе требования об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным нормативными документами, так и значениям, указанным в документации об Аукционе, а также инструкции по заполнению заявок, поскольку последние противоречат требованиям нормативных документов, а также вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке значения показателей, противоречащие положениям нормативных документов, и, кроме того, Заказчиком в Приложении N 1 к документации об Аукционе установлены требования об указании в одном пункте множество различных видов товаров с различными характеристиками, что по мнению Комиссии, также вводит участников закупки в заблуждение и препятствует корректному заполнению заявки на участие в Аукционе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию и составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине того, что по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к документации об Аукционе неправомерно установлено требование о соответствии товара "N 149 Плиты покрытия для аэродромов ПАГ-14AтV" ГОСТ 25912.1-91, поскольку требования ГОСТ 25912.1-91 распространяются на предварительно напряженные железобетонные плиты ПАГ-14 размерами 6х2 м и толщиной 14 см, изготовляемые из тяжелого бетона и предназначенные для устройства сборных аэродромных покрытий, при этом в рамках объекта закупки не предусмотрено строительство аэродрома.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектной документацией, размещенной в ЕИС в составе документации об Аукционе, предусмотрено использование напряженных железобетонных плит ПАГ-14, поскольку покрытия городских дорог нуждаются в материалах стойких к нагрузкам и климатическим условиям, в связи с чем установлено требование о соответствии ГОСТ 25912.1-91.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к документации об Аукционе в отношении товара "N 6 Синтетический нетканый материал дорнит" установлено требование к товарному знаку производителя, правообладателем которого является ЗАО "ПЛАСТЭКС", при этом параметры эквивалентности не установлены.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с официальной публикацией ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности", уполномоченного на ведение реестра полезных моделей Российской Федерации, ЗАО "Пластэкс" является правообладателем товарного знака, знака обслуживания "дорнит", при этом не установлено, к какому виду товаров, работ, услуг относится товарный знак.
При этом дополнительно представители Заказчика сообщили, что на рынке существует как минимум два производителя дорнита, а именно СП "Веротекс", Московский НПЗ.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов приложения N 1 к документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам, используемым при выполнении работ, например: ""N 1 Смеси бетонные": "Расслаиваемость бетонной смеси: водоотделение и раствороотделение 6 %"; "
2 Эмульсии битумные дорожные": "Содержание вяжущего с эмульгатором
70 % по массе; Сцепление с минеральными материалами
3 Балл; Остаток на сите с сеткой
014
0,6,% по массе; Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой
014) через 30 сут
1,2 % по массе; Устойчивость при хранении (остаток на сите с сеткой
014) через 7 сут
0,8 % по массе; Физико-механические свойства остатка после испарения воды из эмульсии; Растяжимость при 0 °С и при 25 °С
3,5 см; Эластичность при 25 °С
40 %; Глубина проникания иглы при 25 °С и при 0 °С
20 0,1 мм" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе устанавливает, требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Вышеуказанные действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом требования к содержанию заявки и инструкцию по ее заполнению, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по причине того, что по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись.
5. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
В соответствии с пунктами 23.2-23.3 документации об Аукционе "Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренные пунктом 23.1. настоящего раздела и Приложением N 6 к документации об аукционе (Ведомость объемов и стоимости работ (смета)), определенные по предложению Подрядчика, включаются в государственный контракт и, исходя из стоимости этих работ в совокупном стоимостном выражении, должны составлять не менее 15% цены государственного контракта.
23.3. Конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренные пунктом 23.1. настоящего раздела и Приложением N 6 к документации об аукционе (Ведомость объемов и стоимости работ (смета)), предлагаются Подрядчиком при заключении контракта и до его подписания сторонами. Подрядчику рекомендуется самостоятельно заполнить форму (Приложение N 22 к контракту) и представить заказчику для включения в контракт до его подписания. В случае непредставления Заказчику для включения в контракт сведений, предусмотренных указанным приложением, либо в случае несоответствия указанных сведений требованиям Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 Подрядчик несет ответственность в соответствии с контрактом".
Приложением N 22 к государственному контракту документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Подрядчик самостоятельно заполняет данную форму и предоставляет Заказчику для включения в Контракт до его подписания. В случае неисполнения представления Заказчику для включения в Контракт сведений, предусмотренных настоящим приложением, либо в случае несоответствия указанных сведений требованиям Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", Контракт не подлежит заключению".
В части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Таким образом, указанными положениями Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, размещаемых (направляемых) Заказчиком и победителем Аукциона в ЕИС при заключении контракта.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации об Аукционе, предусматривающие, что виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению контракта заполняются представляются Заказчику до заключения контракта по предложению подрядчика, не соответствуют требованиям частей 2, 3, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют требованиям частей 2, 3, 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, требованиям Постановления Правительства N 570 и нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В пункте 22.1 документации об Аукционе установлено: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме 15 процентов цены Контракта.
При этом стоимость работ, выполняемых такими субподрядчиками, соисполнителями ежегодно должна составлять 15 процентов стоимости работ каждого года, в котором оплачивались работы.
Сроки и форма предоставления информации о работах, выполняемых такими субподрядными организациями, установлены в проекте государственного контракта (Приложение N 2 к документации об аукционе)".
В пункте 3.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) (далее - субподрядчики, соисполнители). Порядок привлечения субподрядчиков, соисполнителей регулируется разделом 11 настоящего Контракта. Подрядчик и любые привлекаемые субподрядчики, соисполнители, выполняющие работы (оказывающие услуги) на Объекте, должны обладать предусмотренными законодательством Российской Федерации документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ".
Вместе с тем, вышеуказанное положение проекта контракта не содержит конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в проекте контракта документации об Аукционе конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.12.2017 N 0372100009917000119-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "1" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе на основании части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе за предоставление недостоверной информации в первой части заявки на участие в Аукционе, а именно: "предоставление недостоверной информации в отношении сведений о патенте на полезную модель: Патент на полезную модель N 42349 от 20.05.2004 "Кабель силовой"; патент на полезную модель N 40527 от 20.05.2004 "Кабель силовой".
Инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе, в том числе установлено: "Непредставление необходимых документов и информации в составе заявки, несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным документацией об аукционе, наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике закупки на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе или о товаре, работе, услуге, на поставку, выполнение, оказание которой осуществляется закупка, является основанием для не допуска участника закупки к участию в аукционе".
Пунктом 46 Приложения N 1 к документации об Аукционе установлены требования к товару "Кабели силовые" о соответствии ГОСТ 31996-2012.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили заявку Заявителя, в которой содержится, в том числе следующая информация: "Сведения, предоставляемые в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона N44-ФЗ в отношении товара п/п N 46: Патент на полезную модель N 68762 от 03.07.2007 "Кабель силовой"; Патент на полезную модель N 68761 от 03.07.2007 "Кабель силовой";Патент на полезную модель N 42349 от 20.05.2004 "Кабель силовой";
Патент на полезную модель N 40527 от 20.05.2004 "Кабель силовой"; Патент на полезную модель N 35469 от 25.09.2003 "Кабель силовой для эксплуатации в химически активных и взрывоопасных зонах". Патентообладатель - Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт кабельной промышленности"; Свидетельство на полезную модель N 30027 от 21.01.2003 "Кабель силовой"; Свидетельство на полезную модель N 30026 от 21.01.2003 "Кабель силовой". Обладатели - Закрытое акционерное общество "Москабельмет", Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт кабельной промышленности"; Свидетельство на полезную модель N 20407 от 14.06.2001 "Кабель силовой". Обладатель - Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт кабельной промышленности".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заявителем в составе первой части заявки предоставлена недостоверная информация в отношении сведений о патенте на полезную модель, а именно: Патент на полезную модель N 42349 от 20.05.2004 "Кабель силовой"; патент на полезную модель N 40527 от 20.05.2004 "Кабель силовой", поскольку согласно официальной публикации ФГБУ "Федеральный институт промышленной собственности", уполномоченного на ведение реестра полезных моделей Российской Федерации, указанные патенты прекратили свое действие 20.05.2017.
В соответствии с пунктом 6 ГОСТ 31996-2012 в указанном использованы изобретения, защищенные патентами и свидетельствами Российской Федерации на полезную модель: Патент на полезную модель N 68762 от 03.07.2007 "Кабель силовой"; Патент на полезную модель N 68761 от 03.07.2007 "Кабель силовой"; Патент на полезную модель N 42349 от 20.05.2004 "Кабель силовой"; Патент на полезную модель N 40527 от 20.05.2004 "Кабель силовой"; Патент на полезную модель N 35469 от 25.09.2003 "Кабель силовой для эксплуатации в химически активных и взрывоопасных зонах". Патентообладатель - Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт кабельной промышленности"; Свидетельство на полезную модель N 30027 от 21.01.2003 "Кабель силовой"; Свидетельство на полезную модель N 30026 от 21.01.2003 "Кабель силовой". Обладатели - Закрытое акционерное общество "Москабельмет", Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт кабельной промышленности"; Свидетельство на полезную модель N 20407 от 14.06.2001 "Кабель силовой". Обладатель - Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт кабельной промышленности".
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что патент на полезную модель N 42349 от 20.05.2004 "Кабель силовой"; патент на полезную модель N 40527 от 20.05.2004 "Кабель силовой" прекратили свое действие 20.05.2017, при этом в соответствии с действующим ГОСТ, требование о соответствии которому установлено в документации об Аукционе, использованы изобретения, защищенные патентами и свидетельствами Российской Федерации на полезную модель, в том числе, которые прекратили свое действие 20.05.2004.
Также, представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что на рынке присутствуют товары, произведенные в соответствии с патентом до утраты его действия.
Кроме того, согласно положениям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе в составе заявки участникам закупки необходимо указывать патенты, полезные модели при их наличии у товара, предлагаемого к поставке.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Заказчиком не представлено доказательства, подтверждающих, что представленная в составе заявки Заявителя информация в отношении сведений о патенте на полезную модель является недостоверной.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "Производственное объединение "Возрождение" обоснованной в части установления ненадлежащих требований к составу и содержанию заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 30, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 18.12.2017 N К-1733/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 декабря 2017 г. N К-1733/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был