Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ФГУП "Атэкс" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (далее - Заказчик), при проведении АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ объекта: "Строительство канализационных очистительных сооружений "Южные", г. Севастополь" (номер извещения 0874200000617000226) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе неправомерные, противоречивые требования к товарам, а также требования к описанию участниками закупки конкретных показателей результатов испытаний товаров в составе заявки на участие в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www. zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 852 880 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.12.2017;
5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся;
7) победителем Аукциона признано АО НПП "Биотехпрогресс".
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные, противоречивые требования к товарам, а также требования к описанию участниками закупки конкретных показателей результатов испытаний товаров в составе заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе к товару "Листы гипсокартонные" неправомерно установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ 6266-97, поскольку ведущие российские производители выпускают указанный товар в соответствии с ГОСТ 32614-2012.
Пунктом 10 "Листы гипсокартонные" приложения 5 технического задания документации об Аукционе, установлено, в том числе требование о соответствии ГОСТ 6266-97.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требование по товару "Листы гипсокартонные" о соответствии ГОСТ 6266-97 является потребностью Заказчика, а также не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих, что требование по товару "Листы гипсокартонные" о соответствии ГОСТ 6266-97 не позволяет участнику закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, вследствие чего довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены следующие показатели товаров, такие как:
"Бетон тяжелый. Марка бетона по истираемости должна быть G1; G2; G3, классификация по истираемости должен быть высокой истираемости; средней истираемости; низкой истираемости. Должен быть средней водонепроницаемости; низкой водонепроницаемости; марка бетона по водонепроницаемости должна быть W2; W4; W6; W8; W10; W12. Марка по морозостойкости по первому базовому методу должна быть F1 - 50; F1 - 100; F1 - 150; F1 - 200, марка по морозостойкости по второму базовому методу должна быть F2 - 100; F2 - 150; F2 - 200; F2 - 300.
Горячекатаная арматурная сталь. Марка стали должна быть Ст3сп; Ст3пс; Ст3кп, степень раскисления должна быть полуспокойная/спокойная/кипящая.
Бирки маркировочные. Должны быть круглой; квадратной формы, предназначены для маркировки силовых кабелей, проводов, труб, металлоконструкций напряжением [до 1кВ]; [более 1кВ], климатическое исполнение должно быть У3; У5, ширина бирок должна быть более 18 мм, толщина бирок должна быть более 1,38 мм, цвет должен быть белый; серый, диаметр бирок не должен быть более 120 мм.
Кирпич. Должен быть полнотелый; кирпич с цилиндрическими пустотами; кирпич с квадратными пустотами; кирпич с щелевидными пустотами, ширина щелевидных пустот должна быть 16мм, диаметр вертикальных цилиндрических пустот должен быть 20 мм, размер стороны квадратных пустот должен быть 20мм.
Прокат арматурный. Угол наклона боковой поверхности ребра не должен быть более 45о, овальность арматурного проката не должна быть более 1,6 мм, угол наклона поперечных ребер должен быть от 35о до 60о
Выключатели автоматические однополюсные. Номинальная отключающая способность должна быть более 3,8 кА, напряжение постоянного тока должно быть более 38 В/полюс, степень защиты должна быть более IP 10, максимальное сечение присоединяемых проводов должно быть до 25 мм2", поскольку указанные показатели товаров являются излишними, противоречащими друг другу и определяются по результатам испытаний конкретной партии товаров, в следствие чего не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанные показатели установлены в соответствии с ГОСТ, а также являются потребностью Заказчика.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, однозначно подтверждающих, что вышеуказанные показатели товаров являются излишними, противоречащими друг другу, а также относят к результатам испытаний товара, в следствие чего не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
По мнению Заявителя, Заказчик излишне детализирует объект закупки включая в документацию об Аукционе требования к техническим характеристикам отдельных товаров (материалов), предполагаемых к использованию при выполнении работ расходные материалы, не влияющие на конченый результат выполненных работ, такие как: "п. 69 Болты, п. 89 Гайки шестигранные, п. 111 Винты с полукруглой головкой, п. 116 Болты с шестигранной головкой, п. 124 Болты с гайками шайбами, п. 146 Винты с полукруглой головкой, п. 151 Винты самонарезающие, п. 154 Болты с шестигранной уменьшенной головкой, п. 156 Шайбы пружинные, п. 172 Шайбы", а также что в некоторых пунктах технического задания документации об Аукционе неправомерно не установлены требования о соответствии товаров ГОСТ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требования к товарам установлены в соответствии с потребностью Заказчика, а также включены в локально-сметные расчеты при разработке проектно-сметной документации и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих, что Заказчиком не правомерно в документации об Аукционе установлены вышеуказанные товары (материалы), в связи с чем, указанный довод своего подтверждения не нашел.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1552 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Постановление Правительства N 1552) утверждены правила казначейского сопровождения средств в валюте российской федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Правила казначейского сопровождения).
Пунктом 2 Правил казначейского сопровождения установлено, что казначейское сопровождение осуществляется в отношении целевых средств, предоставляемых на основании, в том числе контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемых федеральными бюджетными или автономными учреждениями на сумму более 100000 тыс. рублей, источником финансового обеспечения которых являются субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - контракт учреждения).
Пунктом 7 Правил казначейского сопровождения установлено, что при казначейском сопровождении целевых средств в государственные контракты, контракты учреждений, договоры, соглашения включаются следующие условия: а) запрет на перечисление целевых средств: в качестве взноса в уставный (складочный) капитал другого юридического лица, вклада в имущество другого юридического лица (дочернего общества юридического лица), не увеличивающего уставный (складочный) капитал данного юридического лица (дочернего общества юридического лица), если нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств, не предусмотрена возможность их перечисления указанному юридическому лицу (дочернему обществу юридического лица) на счета, открытые ему в учреждении Центрального банка Российской Федерации, в кредитной организации (далее - банк); в целях размещения средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты, если федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также актами Правительства Российской Федерации, принимаемыми в отношении средств, указанных в подпункте "б" пункта 16 Правил казначейского сопровождения, не установлено иное (с последующим возвратом указанных средств на лицевые счета для учета операций неучастника бюджетного процесса, включая средства, полученные от их размещения); на счета, открытые в банке юридическому лицу, за исключением: оплаты обязательств юридического лица в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации; оплаты обязательств юридического лица по оплате труда с учетом начислений и социальных выплат, иных выплат в пользу работников, а также выплат лицам, не состоящим в штате юридического лица, привлеченным для достижения цели, определенной при предоставлении целевых средств; оплаты обязательств организаций кинематографии и некоммерческой организации, учредителем которой выступает Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, основными целями деятельности которой является поддержка отечественной кинематографии, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, и популяризация национальных кинофильмов в Российской Федерации (далее - организации кинематографии), при условии представления решения, подписанного руководителем (иным уполномоченным лицом) соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета, осуществляющего предоставление субсидий организации кинематографии, с указанием суммы средств, подлежащих перечислению на счет, открытый в банке данной организации, а также направлений расходования указанных средств, соответствующих цели, определенной при их предоставлении; оплаты фактически выполненных юридическим лицом работ, оказанных услуг, поставленных товаров, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, при условии представления документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, предусмотренных порядком санкционирования целевых средств, иных документов, предусмотренных государственными контрактами, контрактами учреждений, договорами, соглашениями или нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств; возмещения произведенных юридическим лицом расходов (части расходов) при условии представления документов, указанных в абзаце восьмом настоящего подпункта, и копий платежных поручений, реестров платежных поручений, подтверждающих оплату произведенных юридическим лицом расходов (части расходов); на счета, открытые в банках юридическим лицам, заключившим с юридическим лицом - получателем субсидии (бюджетных инвестиций) договоры в рамках исполнения соглашений, условиями которых предусмотрены авансовые платежи, за исключением договоров: заключаемых в целях приобретения услуг связи, коммунальных услуг, электрической энергии, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на печатные издания, аренды, а также в целях осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих юридическим лицам инженерных сетей, коммуникаций, сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности; заключаемых с федеральными бюджетными или автономными учреждениями;
б) обязанность открыть юридическим лицам лицевые счета для учета операций неучастников бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства в целях осуществления операций с целевыми средствами в соответствии с Правилами казначейского сопровождения;
в) представление в территориальные органы Федерального казначейства, государственному заказчику, учреждению, указанному в подпункте "в" пункта 2 Правил казначейского сопровождения, сведений об исполнителях (соисполнителях) государственных контрактов, контрактов учреждения, соглашений в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
г) представление в территориальные органы Федерального казначейства документов, предусмотренных порядком санкционирования целевых средств;
д) указание в договорах, платежных и расчетных документах (за исключением платежных и расчетных документов на оплату государственных контрактов, контрактов учреждений, договоров, соглашений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну) и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора государственного контракта, контракта учреждения, соглашения, порядок формирования которого установлен Федеральным казначейством;
е) иные условия, определенные актами Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона.
Изучив положения проекта государственного контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что в проекте контракта не установлены вышеуказанные положения, предусмотренные пунктом 7 Правил казначейского сопровождения.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ФГУП "Атэкс" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения от 18.12.2017 по делу N К-1734/17, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 18.12.2017 по делу N К-1734/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.