Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Первый сетевой центр" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной статистики (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению цифровых каналов и Интернета для функционирования ИВС Росстата (номер извещения 0173100011917000121) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации об Аукционе неправомерно не установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление Правительства N 1457);
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые сроки начала оказания услуг, что вводит участников закупки в заблуждение;
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к способам прокладки линий связи, а также к наличию у исполнителя собственной волоконно-оптической линии связи;
4. Заказчиком в документацию об Аукционе неправомерно включены требования о сохранении имеющихся у Заказчика IP-адресов, поскольку создает преимущественные условия участия отдельным участникам закупки и влечет ограничение количества потенциальных участников закупки;
5. Заказчиком в один объект закупки неправомерно включение услуги передачи данных (ВСПД), телематические услуги (доступ к сети Интернет), услуги подвижной радиотелефонной связи и услуги технического обслуживания оборудования.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 143 161 700 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.11.2017;
5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся;
7) победителем Аукциона признано ПАО "Мегафон".
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации об Аукционе неправомерно не установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 1457.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", вступившему в силу 10.06.2017, Постановление Правительства N 1457 утратило силу.
На заседании Комиссии установлено, что извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе не установлены требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 1457.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Постановление Правительства N 1457 утратило силу 10.06.2017.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации об Аукционе неправомерно не установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 1457, не нашел своего подтверждения.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые сроки начала оказания услуг, что вводит участников закупки в заблуждение.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных 34 статьей Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Пунктом 4.2 информационной карты документации об Аукционе установлено: "График оказания Услуг: с момента заключения Государственного контракта по 31 декабря 2018 г".
Пунктом 4.2 Технического задания документации об Аукционе установлено: "График оказания услуг: с момента заключения Государственного контракта по 31 декабря 2018 года. Согласно календарному плану, Приложению N 3 Технического задания".
Пунктом 9.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Начало срока действия Контракта - с момента подписания обеими Сторонами Контракта".
Пунктом 3 Приложения N 3 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено: "Оказание услуг по организации каналов связи, расширению функций ВСПД и услуг связи в 2018 году: с 01 января 2018 по 31 декабря 2018".
По мнению Заявителя, самая ранняя возможная дата подписания государственного контракта - 09.01.2018, в связи с чем оказание услуг по организации каналов связи и расширению функций ведомственной сети передачи данных могут быть предоставлены не ранее этих дат.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что срок оказания услуг неразрывно связан с датой подписания контракта, в связи с чем организация канала связи может осуществляться на усмотрение исполнителя в любую дату, начиная с 01.01.2018, что не ограничивает возможность исполнителя приступить к оказанию услуг по организации каналов связи, в том числе с даты заключения контракта.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к способам прокладки линий связи, а также к наличию у исполнителя собственной волоконно-оптической линии связи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Разделом 6 "Требования к качеству оказываемых услуг" технического задания документации об Аукционе, в том числе установлено: "подключить все объекты Заказчика к ВСПД Росстата по наземным каналам связи (исключение может составлять не более трех спутниковых каналов) на скоростях, не ниже указанных в Приложении N 1 к Техническому заданию;
- организованный канал связи для нужд Центрального аппарата должен быть предоставлен с использованием волоконно-оптических линий связи принадлежащих Исполнителю".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в зависимости от среды передачи данных линии связи подразделяются на наземные линии связи, к которым относятся: проводные (воздушные), кабельные, радиоканалы и отдельно каналы спутниковой связи, в связи с чем Заказчиком в документации об Аукционе не ограничен выбор наиболее оптимального решения для организации линий связи, поскольку исполнитель вправе выбрать любой наземный канал связи вне зависимости от способа прокладки.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что волоконно-оптические линии связи должны принадлежать исполнителю на любом законном праве владения.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседании Комиссии доказательств, подтверждающих обратное, не представили.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в документацию об Аукционе неправомерно включены требования о сохранении имеющихся у Заказчика IP-адресов, поскольку создает преимущественные условия участия отдельным участникам закупки и влечет ограничение количества потенциальных участников закупки.
Пунктом 5.1 технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "По запросу Заказчика, Исполнитель обязан в течение трех дней обеспечить включение дополнительных объектов на всей территории Российской Федерации. Количество дополнительных объектов не превышает трех за весь срок действия Государственного контракта. Скорость организуемых каналов связи не менее 2 (двух) Мбит/с.
Оконечные точки подключаются к сети с использованием технологии Ethernet.
План IP адресации сети Заказчика будет предоставлен победителю после подписания Государственного контракта".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что техническим заданием документации об Аукционе не предусмотрено выделение IP-адресов Заказчику, поскольку IP-адреса принадлежат Заказчику и являются частными внутренними, внутрисетевыми, локальными IP-адресами, не используемые в сети Интернет, при этом такие адреса предназначены для применения в локальных сетях Заказчика, и распределение таких адресов осуществляется владельцем локальной сети, а именно Заказчиком.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих, что Заказчиком в документацию об Аукционе неправомерно включены требования о сохранении имеющихся у Заказчика IP-адресов, поскольку влечет ограничение количества потенциальных участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком в один объект закупки неправомерно включены услуги передачи данных (ВСПД), телематические услуги (доступ к сети Интернет), услуги подвижной радиотелефонной связи и услуги технического обслуживания оборудования.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 9.3 информационной карты документации об Аукционе установлены следующие требования к участникам закупки: "Участник аукциона предоставляет:
- копию лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи на оказание телематических услуг связи действующей на всей территории Российской Федерации;
- копию лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации действующей на всей территории Российской Федерации;
- копию лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи действующей на всей территории Российской Федерации".
Пунктом 5.2 технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "В рамках организации удаленных мобильных рабочих мест Исполнитель обязан организовать и обеспечить функционирование 40 (сорока) удаленных мобильных рабочих мест с использованием мобильных устройств и соответствующих каналов передачи данных для доступа к ВСПД Росстата.
Исполнитель должен предоставить доступ в ВСПД Росстата для удаленных мобильных рабочих мест предоставляемых Заказчику. Подключение удаленных мобильных рабочих мест к ВСПД Заказчика должно быть основано на технологиях беспроводной передачи данных и работать во всех перечисленных ниже сетях на всей территории РФ:
GPRS;
EDGE;
HSDPA;
LTE (4G);
Для организации доступа удаленных мобильных рабочих мест Исполнитель обязан не позднее 14 дней с даты подписания Государственного контракта предоставить Заказчику соответствующие SIM - карты и мобильные устройства (необходимое оборудование) для работы в сетях подвижной радиосвязи, в количестве 40 штук.
В зависимости от уровня сигнала/покрытия сети связи Исполнителя при перемещении мобильных рабочих мест по территории Российской Федерации, Сим-карты Исполнителя должны обеспечивать бесшовное переключение между сетями связи в стандартах GSM 900/1800, 3G, 4G (LTE).
В ходе оказания услуг для качественной работоспособности удаленных мобильных рабочих мест Исполнитель самостоятельно определяет и согласовывает с Заказчиком, тип оборудования (при необходимости) для достижения следующих показателей:
Для систем стандарта 2G:
Радиопокрытие всей площади внутри помещения должно быть не менее 90% с уровнем непрерывного радиопокрытия не менее - 80 dBm.
Для систем стандарта 3G:
в местах массового скопления абонентов уровень непрерывного радиопокрытия по доле значений RSCP СР1СН (уверенный прием внутри помещений) должен составлять не менее -75 dBm;
в зонах низкой и средней плотности распределения абонентов уровень непрерывного радиопокрытия по доле значений RSCP CPICH (уверенный прием внутри помещений) должен составлять не менее - 85 dBm.
Для систем стандарта LTE:
Радиопокрытие всей площади внутри помещений должно быть не менее 90% со скоростью приема/передачи не менее 30,0 Мбит/с.
Исполнитель должен обладать частотным ресурсом для обеспечения функционирования удаленных мобильных рабочих мест во всех указанных в настоящем пункте диапазонах(стандартах) связи.
Передача соответствующего оборудования задействованного в организации удаленных рабочих мест должна быть оформлена соответствующим актом приема-передачи оборудования".
Частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" утвержден перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - Перечень).
Согласно перечню услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, телематические услуги связи, услуги подвижной радиотелефонной связи отнесены к услугам, вносимым в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
На заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 телематические услуги и услуги передачи данных входят в одну группу ОКПД2 - 61.10 "Услуги телекоммуникационные проводные", при этом услуги подвижной радиотелефонной связи и услуги по техническому обслуживанию оборудования не входят в вышеуказанную группу и входят в группу ОКПД2 - 61.20 "Услуги телекоммуникационные беспроводные".
Также представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что услуги передачи данных, телематические услуги (доступ к сети Интернет) и услуги подвижной радиотелефонной связи относятся к разным видам услуг и на каждый вид оказываемых услуг требуются различные лицензии, в связи с чем включение в документацию об Аукционе на оказание услуг по предоставлению цифровых каналов и Интернета для функционирования ИВС Росстата требования о предоставлении услуг подвижной радиотелефонной связи влечет ограничение количества участников закупки.
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что услуги передачи данных, телематические услуги (доступ к сети Интернет) и услуги подвижной радиотелефонной связи неправомерно объединены в один объект закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что требование о предоставлении мобильных устройств (необходимое оборудование) для работы в сетях подвижной радиосвязи, в количестве 40 штук не является лицензируемым видом деятельности.
Вместе с тем, Заказчиком не представлены доказательства, что оказываемые услуги технологически связаны между собой и их разделение невозможно.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком объекта закупки путем объединения в один лот оказания услуг по передаче данных, телематические услуги и услуги подвижной радиотелефонной связи, а также поставку оборудования влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования, способствующие ограничению количества участников закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 16.2 информационной карты документации об Аукционе установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе, а именно: "14" декабря 2017 года".
При этом извещением, документацией об Аукционе установлено, что дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 18.12.2017.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе, поскольку предоставление разъяснений положений документации об Аукционе осуществляется в отношении запросов, направленных Заказчику не позднее 14.12.2017.
Таким образом, действия Заказчика, не установивших надлежащим образом дату окончания предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Первый сетевой центр" обоснованной в части объединения в один объект закупки оказание услуг по передаче данных, телематические услуги и услуги подвижной радиотелефонной связи, а также поставку оборудования.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 21.12.2017 по делу N К - 1762/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 декабря 2017 г. N К-1762/17 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был