Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 9 января 2018 г. N 124/1045-7
"О Разъяснениях порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации"
В целях реализации требований статьи 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также пункта 2 статьи 11 и статьи 24 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации (прилагаются).
2. Признать утратившим силу постановление ЦИК России от 12 мая 2011 года N 10/98-6 "О Разъяснениях порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации и об удостоверении иностранного (международного) наблюдателя".
3. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Исполняющий обязанности секретаря |
Е.А. Шевченко |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 09 января 2018 г. N 124/1045-7
Разъяснения
порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации
Настоящие Разъяснения порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации подготовлены на основе положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.
Настоящие Разъяснения определяют порядок деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации, осуществляющих наблюдение индивидуально, в составе группы наблюдателей, а также в составе международной миссии по наблюдению.
1. Общие положения
1.1. К иностранным (международным) наблюдателям по смыслу настоящих Разъяснений относятся лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, наделенные правом осуществлять в порядке, установленном законом, наблюдение за подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации.
Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в Российскую Федерацию в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", и при наличии приглашения, указанного в пунктах 2.1 и 2.2 настоящих Разъяснений, аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
1.2. К международным организациям по смыслу настоящих Разъяснений относятся:
межгосударственные, межправительственные организации - в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров, Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации";
международные ассоциации организаторов выборов.
Международные общественные объединения в соответствии со статьей 47 Федерального закона "Об общественных объединениях" не относятся к категории международных организаций.
1.3. Иностранной организацией применительно к данным Разъяснениям является государственный орган иностранного государства или иностранная некоммерческая организация с объемом правоспособности, позволяющим осуществлять международное наблюдение на территории Российской Федерации. Юридический статус и правоспособность иностранных организаций подтверждаются документами, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны, в которой они учреждены.
1.4. В соответствии с нормами международного права иностранные или международные организации (их отделения, бюро и т.д.) могут быть зарегистрированы и находиться как за пределами территории Российской Федерации, так и непосредственно на территории Российской Федерации.
1.5. Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации.
1.6. Иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя.
2. Порядок приглашения и аккредитации иностранных (международных) наблюдателей
2.1. Приглашения могут быть направлены Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.
2.2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет приглашения избирательным органам иностранных государств, а также международным организациям, специализирующимся по вопросам избирательного законодательства и выборов, защиты прав граждан на участие в выборах и референдумах, в том числе международным ассоциациям организаторов выборов.
2.3. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, международными и национальными правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, имеющими признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека и гражданина.
2.4. Для аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя на выборах Президента Российской Федерации претендент на статус иностранного (международного) наблюдателя, отвечающий требованиям пунктов 1.2 и 1.3 настоящих Разъяснений, направляет в орган, уполномоченный приглашать иностранных (международных) наблюдателей, заявление на аккредитацию в качестве иностранного (международного) наблюдателя установленной формы, включая собственноручно заполненную анкету на аккредитацию в качестве иностранного (международного) наблюдателя (приложение N 1), копию приглашения, полученного от любого органа или лица, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящих Разъяснений, копию документа, удостоверяющего личность.
2.5. Орган, уполномоченный приглашать иностранных (международных) наблюдателей, после проверки поступивших от претендента на статус иностранного (международного) наблюдателя документов, перечисленных в пункте 2.4 настоящих Разъяснений, передает их в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для аккредитации.
2.6. Документы, перечисленные в пункте 2.4 настоящих Разъяснений, должны быть представлены в ЦИК России не позднее чем за десять дней до дня голосования. Документы, поступившие с нарушением указанного срока, к рассмотрению не принимаются.
2.7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при соответствии поступивших документов установленным требованиям аккредитует претендента на статус иностранного (международного) наблюдателя в качестве иностранного (международного) наблюдателя и выдает ему удостоверение иностранного (международного) наблюдателя (приложение N 2).
2.8. Удостоверение оформляется на трехцветном (бело-сине-красном) бланке размером 135х90 мм. В удостоверении иностранного (международного) наблюдателя на выборах Президента Российской Федерации указываются наименование выборов, номер удостоверения, фамилия, имя иностранного (международного) наблюдателя, название представляемой страны и/или организации, дата аккредитации, а также ставится подпись Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, скрепленная голограммой круглой гербовой печати Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Удостоверение иностранного (международного) наблюдателя действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Удостоверение иностранного (международного) наблюдателя - документ, удостоверяющий его статус. Такое удостоверение дает иностранному (международному) наблюдателю право осуществлять свою деятельность в период со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и до дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
2.9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не осуществляет аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя и не выдает удостоверение иностранного (международного) наблюдателя в случаях:
отсутствия у иностранной (международной) организации, направившей своего представителя для аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, правоспособности осуществлять наблюдение на выборах Президента Российской Федерации;
непредставления претендентом на статус иностранного (международного) наблюдателя документов, установленных пунктом 2.4 настоящих Разъяснений, либо представления их с неполными или недостоверными сведениями;
если уставные цели иностранной (международной) организации или цели пребывания на территории Российской Федерации и деятельность иностранной (международной) организации либо ее представителя противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, создают угрозу суверенитету, безопасности, территориальной целостности, национальному единству и национальным интересам Российской Федерации;
если ранее у претендента на статус иностранного (международного) наблюдателя была отозвана аккредитация в качестве иностранного (международного) наблюдателя на территории Российской Федерации в связи с нарушением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права;
если в соответствии с Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении претендента на статус иностранного (международного) наблюдателя вынесено (принято) решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации.
3. Права и гарантии деятельности и иностранных (международных) наблюдателей
3.1. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", иными федеральными законами.
3.2. Иностранный (международный) наблюдатель во время пребывания на территории Российской Федерации находится под покровительством Российской Федерации. Избирательные комиссии всех уровней, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать ему необходимое содействие в пределах своей компетенции.
3.3. Иностранные (международные) наблюдатели вправе:
3.3.1. Встречаться с кандидатами на должность Президента Российской Федерации, их доверенными лицами, уполномоченными представителями по финансовым вопросам, уполномоченными представителями политических партий, групп избирателей, наблюдателями.
3.3.2. Иметь доступ ко всем документам (не затрагивающим интересы национальной безопасности и не содержащим информацию конфиденциального характера), регулирующим избирательный процесс, получать от избирательных комиссий необходимую информацию и копии протоколов избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов.
3.3.3. Присутствовать на избирательных участках, в том числе образованных за пределами территории Российской Федерации, включая помещения для голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей.
3.3.4. Присутствовать при установлении территориальными избирательными комиссиями и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации итогов голосования, определении Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов выборов, составлении указанными комиссиями соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при проведении данными комиссиями повторного подсчета голосов избирателей.
3.3.5. Знакомиться на избирательном участке со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования на выборах Президента Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
3.3.6. Наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям.
3.3.7. Знакомиться с порядком работы технических средств подсчета голосов избирателей (комплексов обработки избирательных бюллетеней, комплексов для электронного голосования) и наблюдать за их использованием избирательной комиссией в день голосования.
3.3.8. Наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей; подсчетом избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей.
3.3.9. Присутствовать при установлении и оглашении итоговых данных по списку избирателей, проводимом участковой избирательной комиссией перед непосредственным подсчетом голосов избирателей.
3.3.10. Визуально знакомиться под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с рассортированными избирательными бюллетенями установленной формы по голосам избирателей, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов.
3.3.11. Наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
3.3.12. Знакомиться с протоколом избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов; получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов.
3.3.13. Информировать представителей избирательных комиссий о своих наблюдениях без вмешательства в их работу.
3.3.14. Присутствовать на итоговом заседании участковой избирательной комиссии, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей.
3.3.15. Знакомиться с результатами рассмотрения жалоб (заявлений), обращений, связанных с нарушением законодательства о выборах.
3.3.16. Получать от соответствующей избирательной комиссии для ознакомления сводные данные по итогам голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты выборов в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий.
3.3.17. Производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
3.3.18. После окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации публично (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") излагать свое мнение (суждения оценочного характера) о законодательстве Российской Федерации о выборах, о подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации.
3.3.19. Предоставлять организаторам выборов, органам государственной власти, их должностным лицам свое заключение о результатах наблюдения за подготовкой и проведением выборов.
4. Обязанности иностранных (международных) наблюдателей и ответственность за нарушение законодательства о выборах и прав иностранных (международных) наблюдателей
4.1. Иностранные (международные) наблюдатели обязаны:
4.1.1. Действовать в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов, постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права.
4.1.2. Выполнять свои функции по осуществлению международного наблюдения за выборами Президента Российской Федерации, руководствуясь принципами политической нейтральности, беспристрастности, уважения национального суверенитета Российской Федерации, отказа от выражения каких бы то ни было предпочтений по отношению к избирательным комиссиям, органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления, должностным лицам, участникам избирательного процесса.
4.1.3. При посещении избирательных комиссий всех уровней, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления иметь при себе удостоверение иностранного (международного) наблюдателя и документ, удостоверяющий личность, предъявлять их по требованию организаторов выборов, других должностных лиц.
4.1.4. Осуществлять наблюдение, не вмешиваясь в избирательную кампанию ни на одном из ее этапов, включая предвыборную агитацию, голосование, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования, а также процессы, следующие за днем голосования.
4.1.5. Основывать все свои заключения на проведенном наблюдении и фактическом материале.
4.2. Иностранный (международный) наблюдатель не вправе:
осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов на должность Президента Российской Федерации, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах Президента Российской Федерации;
выдавать избирателям избирательные бюллетени;
расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
вести предвыборную агитацию среди избирателей;
участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
4.3. Иностранные (международные) наблюдатели не вправе осуществлять свои права и исполнять обязанности в ином порядке, чем предусмотрено пунктами 3.3, 4.1 и 4.2 настоящих Разъяснений, а также использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации.
4.4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права.
Об отзыве аккредитации иностранного (международного) наблюдателя Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает соответствующее решение.
4.5. Лица, нарушающие права иностранных (международных) наблюдателей, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение N 1
к Разъяснениям порядка
деятельности иностранных (международных)
наблюдателей при проведении
выборов Президента Российской Федерации
В Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации
от _________________________________
(фамилия, имя, отчество)
ЗАЯВЛЕНИЕ
на аккредитацию в качестве иностранного (международного) наблюдателя
Прошу аккредитовать меня в качестве иностранного (международного)
наблюдателя на выборах Президента Российской Федерации.
Наблюдение буду осуществлять в составе _____________________________
(наименование иностранной
или международной
________________________________________________________________________.
организации, приглашенной в установленном порядке уполномоченным
органом Российской Федерации)
С порядком деятельности иностранного (международного) наблюдателя на
выборах Президента Российской Федерации ознакомлен.
Сведения о себе указываю в прилагаемой анкете.
___________________________ _____________________________
(дата) (подпись)
Приложение
к заявлению на аккредитацию в качестве
иностранного (международного)
наблюдателя
АНКЕТА
на аккредитацию в качестве иностранного (международного) наблюдателя
APPLICATION FORM
for accreditation as a foreign (international) observer
1 |
Фамилия Family name Имя First name Отчество Other name |
|
2 |
Дата рождения (день, месяц, год) Date of birth (day, month, year) Место рождения Place of birth |
|
3 |
Гражданство Present nationality |
|
4 |
Имеете ли Вы гражданство другой страны (если да, то какой)? Have You taken up legal permanent residence status in any country other than that of your nationality (if answer is "yes", which country?) |
|
5 |
Документ, удостоверяющий личность Identification document Номер Number Дата выдачи Date of issue Действителен до (день, месяц, год) Date of expiry (day, month, year) |
|
6 |
Образование (наименование образовательной организации) Education (graduated form) |
|
7 |
Какими иностранными языками Вы владеете? Knowledge of languages |
|
8 |
Место работы (полное название, адрес, телефон, факс) Place of work (full name of employer, address of employer, phone, fax) Род занятий Type of business |
|
9 |
Должность Exact title of your post |
|
10 |
Название организации, которую Вы представляете в качестве иностранного (международного) наблюдателя Name of organization You represent as foreign (international) observer Телефон (факс) Phone (fax) |
|
11 |
Домашний адрес Present home address Телефон Phone Факс Fax |
|
12 |
Опыт международного наблюдения (страна, год, в составе какой миссии) Experience from election observation (country, year, organization) |
|
13 |
Лишались ли Вы ранее аккредитации (если да, то когда и за что)? Have You previously been forfeitured of accreditation as a foreign (international) observer (if answer is "yes" full particulars of each case) |
|
14 |
Государственный орган Российской Федерации, пригласивший Вас в качестве наблюдателя Which state body of the Russian Federation sent You an invitation to take part in the observation |
|
15 |
Дата прибытия в Российскую Федерацию Date of arrival to the Russian Federation |
|
16 |
Дата отъезда из Российской Федерации Date of departure from the Russian Federation |
|
17 |
Место получения въездной визы (если необходимо) Place of issue of entry visa (if necessary) |
|
18 |
Дата Date |
Подпись Signature |
Приложение N 2
к Разъяснениям порядка
деятельности иностранных (международных)
наблюдателей при проведении
выборов Президента Российской Федерации
Форма удостоверения
иностранного (международного) наблюдателя на выборах Президента Российской Федерации
/---------------------------------------------------------\
| |
| Выборы |
| Президента Российской Федерации |
| |
| УДОСТОВЕРЕНИЕ N _____ |
| __________________________________ |
| (фамилия) |
| ___________________________________ |
| (имя) |
| ___________________________________ |
| (организация) |
| ___________________________________ |
| (страна) |
| |
| аккредитован |
| Центральной избирательной комиссией |
| Российской Федерации |
| в качестве иностранного (международного) |
| наблюдателя |
| |
| |
| |
| МП |
|Председатель Центральной |
|избирательной комиссии |
|Российской Федерации |
| ________________________|
| (подпись, инициалы, фамилия)|
| |
| |
| |
|(Удостоверение действительно "____" _________ 20___ г. |
|при предъявлении документа, (дата аккредитации) |
|удостоверяющего личность) |
\---------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заново разъяснен порядок работы иностранных (международных) наблюдателей на выборах Президента РФ. К ним относятся лица, не являющиеся гражданами России, наделенные правом наблюдать за подготовкой и проведением выборов.
Скорректирован порядок приглашения и аккредитации наблюдателей, их права и гарантии деятельности. Так, исключено право наблюдателей давать рекомендации представителям избиркомов, а также ставить подписи на опечатанных мешках или коробках, в которые упаковываются бюллетени после завершения подсчета голосов. При этом закреплено право вести в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем УИК) фото- и/или видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, его заместителя или секретаря УИК.
Прописаны запреты для иностранных (международных) наблюдателей. Так, они не вправе среди прочего способствовать либо препятствовать выдвижению кандидатов, выдавать бюллетени, заполнять их либо расписываться в их получении за избирателя, нарушать тайну голосования.
Уточнено, что к международным организациям по смыслу разъяснений относятся также международные ассоциации организаторов выборов.
Часть поправок связана с упразднением открепительных удостоверений. Прилагаются формы заявления и анкеты на аккредитацию в качестве иностранного (международного) наблюдателя.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 9 января 2018 г. N 124/1045-7 "О Разъяснениях порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2018 г., N 2
Постановлением ЦИК России от 31 января 2024 г. N 153/1218-8 настоящий документ признан утратившим силу с 31 января 2024 г.