Определение Верховного Суда РФ от 12 января 2018 г. N 304-КГ17-20543
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Жилищно-эксплуатационный участок N 4" (далее - общество) на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.10.2017 по делу N А75-270/2017 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части выводов, изложенных в мотивировочной части названных судебных актов, и кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.02.2017 по делу N А75-270/2017, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.10.2017 по тому же делу по заявлению общества о признании недействительным предписания департамента от 23.11.2016 N 141-МЖК/П, установила:
общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Нефтеюганск, микрорайон 8, дом 7 (далее - МКД).
С целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника жилого помещения (квартира N 5) данного МКД, департаментом проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено нарушение жилищного законодательства, выразившееся в применении не утвержденного общим собранием собственников помещений размера платы за содержание и ремонт общего имущества; решение об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества, оформленное протоколом общего собрания собственников помещений в МКД, не принято во внимание ввиду его ничтожности по причине отсутствия необходимого кворума. По результатам проверки составлен акт и выдано предписание, которым на общество возложена обязанность произвести перерасчет собственнику жилого помещения N 5 МКД платы за содержание и ремонт общего имущества, начисленной за период с 11.10.2013 по 30.09.2016.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.02.2017, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2017 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.10.2017, заявленное требование удовлетворено.
Суды, руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 14, 20, 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьей 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 N 115-оз "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", удовлетворили заявленное требование.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит признать выводы судов апелляционной и кассационной инстанций необоснованными и исключить из мотивировочной части постановлений вывод судов о том, что действующим законодательством не предусмотрен только судебный порядок оспаривания решения общего собрания собственников МКД, что орган муниципального контроля правомочен при проведении проверок оценить соответствующее решение общего собрания собственников МКД на предмет ничтожности и имеет право при осуществлении муниципального жилищного контроля решать вопрос о неприменении ничтожного решения общего собрания собственников помещений МКД.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, департамент просит об отмене всех судебных актов, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Рассмотрев заявления общества и департамента, Верховный Суд Российской Федерации установил, что существенного нарушения норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела и являющихся основанием для отмены или изменения судебных актов в силу статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Удовлетворяя требование общества, суды указали на превышение департаментом предоставленных ему полномочий и по указанной причине отклонили доводы департамента о ничтожности решения общего собрания собственников помещений в МКД.
В то же время не имеется оснований для удовлетворения жалобы общества и внесении изменений в мотивировочную часть принятых судебных актов.
Согласно статьям 181.3, 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение общего собрания, принятое при отсутствии необходимого кворума, является ничтожным независимо от признания его таковым судом. Ничтожное решение не порождает никаких прав или обязанностей, связанных с его принятием, не имеет юридической силы.
Возможность защиты публичных интересов департаментом не утрачена и может быть осуществлена иным способом.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
отказать открытому акционерному обществу "Жилищно-эксплуатационный участок N 4" и Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 12 января 2018 г. N 304-КГ17-20543 по делу N А75-270/2017
Текст определения официально опубликован не был