Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 декабря 2017 г. N 03-04-06/88668
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письма по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде суммы прощенной задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) и материальной выгоды и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Согласно пункту 65 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде суммы задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) и материальной выгоды в случаях, предусмотренных указанным пунктом.
Так, в соответствии с абзацем вторым пункта 65 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде суммы задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) и материальной выгоды при реструктуризации ипотечного жилищного кредита (займа) в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в размере, не превышающем в совокупности с материальной выгодой, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса, если такая материальная выгода возникла при указанной реструктуризации, предельной суммы возмещения по каждому такому кредиту (займу), установленному указанными программами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 N 373 утверждены Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - Основные условия), определяющие, в частности, условия реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) для таких категорий заемщиков.
Таким образом, при соблюдении условий, установленных абзацем вторым пункта 65 статьи 217 Кодекса, а также Основных условий, доход налогоплательщика, полученный в результате реструктуризации ипотечного жилищного кредита, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ) если договором не предусмотрено иное, ипотека обеспечивает также уплату залогодержателю сумм, причитающихся ему в возмещение убытков и (или) в качестве неустойки (штрафа, пени) вследствие неисполнения, просрочки исполнения или иного ненадлежащего исполнения обеспеченного ипотекой обязательства.
При этом размер дохода, указанный в абзаце втором пункта 65 статьи 217 Кодекса, определяется с учетом предельной суммы возмещения по каждому кредиту (займу), установленной Основными условиями.
В случае прекращения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) с передачей заложенного имущества залогодержателю применяется норма абзаца третьего пункта 65 указанной статьи, в соответствии с которой освобождаются от налогообложения доходы в виде суммы задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) при прекращении обязательства по ипотечному жилищному кредиту (займу) предоставлением отступного в виде передачи в собственность кредитной организации, находящейся на территории Российской Федерации, имущества, заложенного по такому жилищному кредиту (займу), в части, не превышающей размера требований к налогоплательщику - должнику по кредитному договору (договору займа), обеспеченных ипотекой.
Особенности определения требований, обеспеченных ипотекой, предусмотрены в статье 3 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ.
Кроме того, пунктом 5 статьи 61 Федерального закона N 102-ФЗ предусмотрено, что если предметом ипотеки, на который обращается взыскание, является принадлежащее залогодателю - физическому лицу жилое помещение, переданное в ипотеку в обеспечение исполнения заемщиком - физическим лицом обязательств по возврату кредита или займа, предоставленных для целей приобретения жилого помещения, обязательства такого заемщика - физического лица перед кредитором-залогодержателем прекращаются, когда вырученных от реализации предмета ипотеки денежных средств либо стоимости оставленного залогодержателем за собой предмета ипотеки оказалось недостаточно для удовлетворения всех денежных требований кредитора-залогодержателя, с даты получения кредитором-залогодержателем страховой выплаты по договору страхования ответственности заемщика и (или) по договору страхования финансового риска кредитора.
Таким образом, при передаче залогодержателю предмета залога по ипотечному жилищному кредиту или займу (отступное) вся сумма прекращенных требований залогодержателя к должнику, обеспеченных ипотекой, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц на основании абзаца третьего пункта 65 статьи 217 Кодекса, в том числе, если на момент такой передачи стоимость предмета залога меньше суммы требований залогодержателя к должнику, обеспеченных ипотекой.
Также при рассмотрении указанного вопроса следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона N 102-ФЗ если в договоре об ипотеке указана общая твердая сумма требований залогодержателя, обеспеченных ипотекой, обязательства должника перед залогодержателем в части, превышающей эту сумму, не считаются обеспеченными ипотекой, за исключением отдельных требований.
Согласно абзацу четвертому пункта 65 статьи 217 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы, возникающие при частичном прекращении обязательства по ипотечному жилищному кредиту (займу), выданному в период до 1 октября 2014 года кредитной организацией, находящейся на территории Российской Федерации, налогоплательщику, не являющемуся взаимозависимым лицом с такой кредитной организацией.
Ограничений в части включения в сумму задолженности, освобождаемой от налогообложения, только задолженности заемщика в виде суммы основного долга данная норма не содержит.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.