Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 января 2018 г. N 03-04-05/268
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при совершении операции с производными финансовыми инструментами и сообщает, что в соответствии с регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утверждённым приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняем следующее.
Из обращения следует, что налогоплательщик осуществляет операции с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке, имеющими различные базисные активы.
В соответствии с пунктом 12 статьи 214.1 Кодекса финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 данной статьи.
Абзацем третьим указанного пункта предусмотрено, что финансовый результат определяется по каждой операции и по каждой совокупности операций, указанных соответственно в подпунктах 1-5 пункта 1 статьи 214.1 Кодекса. Финансовый результат определяется по окончании налогового периода, если иное не установлено данной статьёй. При этом финансовый результат по операциям с производными финансовыми инструментами, которые обращаются на организованном рынке и базисным активом которых являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы, и по операциям с иными производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке, определяется отдельно.
Таким образом, в целях статьи 214.1 Кодекса производные финансовые инструменты, обращающиеся на организованном рынке, делятся на два вида:
- базисным активом которых являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы;
- иные производные финансовые инструменты.
Абзацами третьим-шестым пункта 15 статьи 214.1 Кодекса предусмотрено следующее.
Сумма убытка по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке, базисным активом которых являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы, полученного по результатам указанных операций, совершенных в налоговом периоде, после уменьшения налоговой базы по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке, уменьшает налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
Сумма убытка по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке, базисным активом которых являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы, полученного по результатам указанных операций, совершенных в налоговом периоде, после уменьшения налоговой базы по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке, и налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, учитывается в соответствии с пунктом 16 статьи 214.1 Кодекса и со статьёй 220.1 Кодекса в пределах налоговой базы по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке.
Сумма убытка по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке, базисным активом которых не являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы, полученного по результатам указанных операций, совершенных в налоговом периоде, уменьшает налоговую базу по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке.
Сумма убытка по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке, базисным активом которых не являются ценные бумаги, фондовые индексы или иные производные финансовые инструменты, базисным активом которых являются ценные бумаги или фондовые индексы, полученного по результaтам указанных операций, совершенных в налоговом периоде, после уменьшения налоговой базы по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке, учитывается в соответствии с пунктом 16 статьи 214.1 Кодекса и со статьей 220.1 Кодекса в пределах налоговой базы по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке.
Из вышеприведённых положений статьи 214.1 Кодекса следует, что убытки по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке, одного вида уменьшают налоговую базу по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке, другого вида. При этом налоговая база по каждому виду производных финансовых инструментов определяется отдельно.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.