Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 140464-7 "О внесении изменения в статью 392 Трудового кодекса Российской Федерации"
(об увеличении срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора)
(внесен депутатами Государственной Думы В.Л. Пашиным, Д.Е. Шилковым)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в часть 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), увеличив срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора - с трех до шести месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а в случае спора об увольнении - с одного до трех месяцев с момента вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи ему трудовой книжки.
Как отмечено в пояснительной записке, установленные на данный день сроки необоснованно малы и являются существенным препятствием для реализации права на судебную защиту.
В то же время, установленные трудовым законодательством сроки обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров неоднократно были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и не были признаны неразумными и несоразмерными, а также нарушающими конституционные права граждан.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях указывал, что предусмотренный статьей 392 ТК РФ месячный срок для обращения в суд по спорам об увольнении выступает в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений; сам по себе этот срок не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника в случае незаконного расторжения трудового договора и является достаточным для обращения в суд (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 1204-О, от 21 ноября 2013 года N 1752-О, от 29 мая 2014 года N 1033-О, от 23 октября 2014 года N 2301-О и др.).
Лицам, по уважительным причинам не реализовавшим свое право на обращение в суд в срок, установленный частью первой статьи 392 ТК РФ, предоставлена возможность восстановить этот срок в судебном порядке.
При этом норма о восстановлении пропущенного срока предполагает, что суд, оценивая, является ли то или иное основание достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением спора об увольнении (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2014 года N 477-О, от 29 мая 2014 года N 1034-О, от 29 марта 2016 года N 491-О и др.).
Проблемы сроков и порядка обращения работников в суд за разрешением отдельных категорий трудовых споров достаточно полно обсуждались при рассмотрении Государственной Думой внесенного Правительством Российской Федерации проекта федерального закона N 983383-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда".
В результате принятый Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" в необходимой мере урегулировал эти вопросы.
В соответствии с новой частью второй статьи 392 ТК РФ работники получили право обращаться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других причитающихся им выплат в течение одного года со дня установленного срока выплаты.
Изменения, внесенные указанным Федеральным законом в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, позволяют работникам подавать в суд иск о защите своих трудовых прав не только по месту нахождения ответчика (работодателя) или по месту исполнения трудового договора, но и по месту жительства работника. Это, в частности, дает возможность работникам сократить сроки подачи своих исков.
Таким образом, предложение об увеличении общих сроков для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора выглядит не обоснованным, а принятие представленного законопроекта представляется не актуальным.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 6 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы, от органов государственной власти 2 субъектов Российской Федерации - отрицательные. Мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет к законопроекту ряд замечаний.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, законопроект поддержала.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, не поддерживает данный законопроект.
Правительство Российской Федерации представленный проект федерального закона не поддерживает.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 140464-7 "О внесении изменения в статью 392 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.