В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел письмо по вопросу об установлении на законодательном уровне запрета приобретать импортные краски при наличии отечественных аналогов и сообщает.
В настоящее время полномочие Правительства Российской Федерации устанавливать приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, предусмотрено пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В то же время реализовать указанное полномочие Правительства Российской Федерации не представляется возможным. Издание соответствующего акта Правительства Российской Федерации может трактоваться как нарушение базовых правил ВТО.
Так, согласно пункту 4 статьи III части II Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), товарам иностранного происхождения (стран - участников ГАТТ) предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование.
Таким образом, механизмы установления приоритета продукции отечественных производителей при закупках юридическими лицами, осуществляющими закупочную деятельность в соответствии с Законом N 223-ФЗ, не могут предусматривать преференции отечественным производителям (в том числе при оценке заявок участников торгов) либо запреты или ограничения в отношении товаров иностранных товаропроизводителей.
Согласно положениям части 3 статьи 14 Федерального от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрены три механизма, позволяющие обеспечить закупку определенных товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд исключительно или преимущественно у производителей государств - членов Евразийского экономического союза, а именно:
1) запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
2) ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
3) условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Необходимость применения указанных механизмов должна быть обоснована с учетом таких критериев, как уровень конкурентоспособности отечественной промышленности (наличие не менее трех производителей на территории Российской Федерации), а также способность отечественных производителей обеспечить уровень качества производства продукции, соответствующий мировому уровню, и объемы потребления данной продукции.
Подпунктами "а" и "б" пункта 6 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева по вопросам совершенствования законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок, а также закупок отдельных видов юридических лиц от 9 апреля 2016 г. N ДМ-П13-2934 предусмотрена необходимость разработки критериев включения товаров российских производителей, работ, услуг, оказываемых российскими юридическими лицами, в перечни, которыми устанавливаются запреты, ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых иностранными лицами, а также анализ ранее принятых перечней товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены запреты, ограничения и условия допуска для целей государственных и муниципальных закупок, на предмет соответствия указанным критериям.
Полагаем, что решение вопроса о необходимости распространения запрета государственных закупок красок импортного производства может быть принято после разработки указанных критериев.
Позиций Минпромторга России, Минфина России и ФАС России до настоящего времени в Минэкономразвития России не поступало.
Приложение: на 1 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2016 г. N Д28и-1347 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был