См. Обзор правоприменительной практики за IV квартал 2017 г. по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минюста России
Во исполнение мероприятия 1 раздела Х Плана Министерства юстиции Российской Федерации по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2014 год с учетом "горизонта планирования" до 2018 года, утвержденного приказом Минюста России от 28 февраля 2014 г. N 24 (далее - План), Минюстом России подготовлен обзор правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минюста России.
В III квартале 2017 г. в судах Российской Федерации находилось более 300 судебных дел, ответчиком в которых выступал Минюст России. Требования истцов удовлетворены по 28 из них.
1. Об оспаривании решений Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Согласно пункту 33 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст России принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Решение о нежелательности пребывания принимается на основе Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. N 199.
В III квартале 2017 г. в судебном порядке удовлетворено 12 заявлений об оспаривании решений Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Причинами удовлетворения судами требований заявителей являлись:
погашение или досрочное снятие судимости;
установление факта постоянного проживания на территории Российской Федерации;
возможность признания иностранного гражданина гражданином Российской Федерации;
невозможность исполнения решения Минюста России;
отсутствие доказательств наличия реальной угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства;
наличие устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации.
2. О признании незаконным отказа Минюста России в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.
Порядок предоставления данной услуги установлен Административным регламентом предоставления государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, утвержденным приказом Минюста России от 4 мая 2017 г. N 175 (далее - Административный регламент).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "75"
Согласно Административному регламенту заявителями являются физические и юридические лица, обратившиеся в Минюст России или его территориальные органы с запросом о предоставлении государственной услуги.
В III квартале 2017 г. вступили в законную силу 28 решений о признании незаконными отказов Минюста России в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.
По вступившим в законную силу судебным решениям удовлетворены иски о признании незаконным решения Минюста России об отказе в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля на справках Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных "О подтверждении постоянного местопребывания в Российской Федерации" в целях предъявления указанных документов на территории Республики Казахстан.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются государствами - участниками Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. (далее - Гаагская конвенция).
Согласно статье 2 Гаагской конвенции каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется конвенция и которые должны быть представлены на его территории.
В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного Гаагской конвенцией апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Вместе с тем статьей 3 Гаагской конвенции предусмотрено, что проставление апостиля не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (далее - Конвенция).
В соответствии со статьей 13 Конвенции "документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов".
Несмотря на то обстоятельство, что Конвенция непосредственно регулирует вопросы оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, правоприменительная практика позволяет сделать вывод о том, что компетентные органы государств-участников Конвенции рассматривают норму статьи 13 Конвенции в качестве нормы, отменяющей требование легализации официальных документов в смысле статьи 3 Гаагской конвенции, и принимают официальные документы без проставления на них апостиля.
При этом согласно пункту "b" части 3 статьи 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.
В настоящее время отказы в предоставлении государственной услуги заявителями в судебном порядке не обжалуются, поскольку 29 ноября 2016 г. вступило в силу заключенное путем обмена нотами Соглашение о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных государственными органами Российской Федерации и Республики Казахстан в рамках Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан, об устранении двойного налогообложения и предотвращения от уплаты налогов на доход и капитал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор правоприменительной практики за III квартал 2017 г. по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Минюста России
Текст обзора официально опубликован не был