Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Н.И. Корочинской к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.И. Корочинская оспаривает конституционность пункта 1 части 14 (в жалобе ошибочно названного подпунктом 1 пункта 14) статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", устанавливающего, что гибель (смерть) должностного лица таможенного органа в период службы его в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, которые получены им при исполнении служебных обязанностей, является страховым случаем по договору обязательного государственного личного страхования.
Как следует из представленных материалов, заявительнице, являющейся вдовой А.В. Корочинского, проходившего службу в таможенных органах и умершего 4 апреля 2015 года, было отказано в предоставлении страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию, поскольку смерть ее супруга не была связана с исполнением им служебных обязанностей.
По мнению Н.И. Корочинской, пункт 1 части 14 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не соответствует статьям 7, 9 и 39 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, во взаимосвязи с пунктом 1 части 15 (в жалобе ошибочно названного подпунктом 1 пункта 15) статьи 323 указанного Федерального закона, определяющим размер страховой суммы, выплачиваемой при наступлении названного страхового случая, позволяет отказывать в выплате страхового обеспечения наследникам должностного лица таможенных органов в случае его гибели (смерти) в период службы.
Пункт 1 части 14 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" был применен в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Н.И. Корочинской материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Служба в таможенных органах направлена на обеспечение защиты экономического суверенитета государства и является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Лица, несущие службу в таможенных органах, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним, вследствие чего Российская Федерация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обязана стремиться к максимальному социальному эффекту в сфере защиты здоровья граждан и возмещения им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими трудовой (служебной) деятельности, используя для этого все необходимые правовые средства, включая частноправовые (страхование, возмещение вреда) и публично-правовые (государственное и социальное страхование, социальное обеспечение, денежные компенсации) институты (постановления от 15 июля 2009 года N 13-П и от 20 октября 2010 года N 18-П; Определение от 12 мая 2011 года N 737-О-О).
Направленный на реализацию указанных целей пункт 1 части 14 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", равно как и пункт 1 части 15 этой статьи, призван обеспечить защиту интересов должностных лиц таможенных органов, обусловлен особенностями и значением осуществляемой ими государственно-служебной деятельности и не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявительницы, супруг которой скончался вследствие заболевания, полученного им не при исполнении служебных обязанностей.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Корочинской Натальи Ивановны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2017 г. N 2937-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Корочинской Натальи Ивановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части 14 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)