Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Л.Ю. Груберт к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Л.Ю. Груберт - дочь бывшей несовершеннолетней узницы фашистских концлагерей, инвалида II группы вследствие общего заболевания, умершей в апреле 2014 года, оспаривает конституционность следующих положений:
пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которым погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей); для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", предусматривающего, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников; расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
По мнению заявительницы, указанные законоположения, примененные при рассмотрении ее дела судами общей юрисдикции, противоречат статьям 7 (часть 2), 19 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают произвольный отказ в возмещении расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника родственникам умерших несовершеннолетних узников фашизма.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Л.Ю. Груберт материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые нормы предусматривают гарантии, предоставляемые в связи с погребением ветеранов, обладающих особым статусом, в том числе инвалидов и участников Великой Отечественной войны, проходивших военную службу в годы войны, исполнивших воинский долг и обязанность по защите Отечества. Такие гарантии свидетельствуют о признании их заслуг перед Родиной и не могут рассматриваться как нарушающие права граждан.
Разрешение же вопросов о признании за заявительницей права на возмещение расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника умершей матери и об обеспечении единообразия судебной практики не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Груберт Людмилы Юрьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2017 г. N 2930-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Груберт Людмилы Юрьевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "О ветеранах" и пунктом 5 статьи 11 Федерального закона "О погребении и похоронном деле"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)