Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15 января 2018 г. N АПЛ18-12
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Меркулова В.П.
при секретаре Горбачевой Е.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 120/986-7 "О регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Александра Юрьевича Чухлебова, и её уполномоченных представителей"
по апелляционным жалобам Чухлебова А.Ю. и уполномоченного представителя группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Чухлебова А.Ю., Сидорова М.Ю. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 января 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Чухлебова А.Ю. адвоката Щербиной М.В., уполномоченного представителя группы избирателей Сидорова М.Ю., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения против доводов апелляционных жалоб представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционные жалобы необоснованными,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 528-СФ "О назначении выборов Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации назначены на 18 марта 2018 г.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее также - ЦИК России) от 28 декабря 2017 г. N 120/986-7 зарегистрированы группа избирателей, созданная для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Александра Юрьевича Чухлебова, и её уполномоченные представители.
2 января 2018 г. ЦИК России приняла постановление N 122/1029-7 "Об обращении в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене постановления ЦИК России от 28 декабря 2017 г. N 120/986-7 "О регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Александра Юрьевича Чухлебова, и её уполномоченных представителей" в связи с установлением факта наличия у кандидата на должность Президента Российской Федерации Чухлебова А.Ю. вида на жительство на территории иностранного государства.
В административном исковом заявлении ЦИК России просил об отмене своего постановления от 28 декабря 2017 г. N 120/986-7, ссылаясь на то, что на время регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата Чухлебова А.Ю., ЦИК России не располагала сведениями о наличии у него вида на жительство на территории иностранного государства, что свидетельствует об отсутствии у него пассивного избирательного права.
Также в административном исковом заявлении указано, что критерий непрерывности проживания не менее десяти лет на территории Российской Федерации кандидатом Чухлебовым А.Ю. не был соблюдён, о чём свидетельствует наличие у него вида на жительство в Финляндской Республике как минимум с 26 марта 2010 г., осуществление трудовой деятельности на территории этого государства и наличие находящегося в общей долевой собственности совместно с супругой Чухлебовой Е.Н. недвижимого имущества (жилой дом с земельным участком).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 января 2018 г. административное исковое заявление ЦИК России удовлетворено, постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 120/986-7 "О регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Александра Юрьевича Чухлебова, и её уполномоченных представителей" отменено.
Не согласившись с таким решением суда, Чухлебов А.Ю. и группа избирателей, созданная для поддержки его самовыдвижения на должность Президента Российской Федерации, в лице её уполномоченного представителя Сидорова М.Ю. в апелляционных жалобах просят данное решение суда отменить, как незаконное, в связи с неправильным применением и истолкованием Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее также - Закон о гражданстве Российской Федерации). Административные ответчики просят принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование апелляционных жалоб ссылаются на ошибочность вывода суда первой инстанции об отсутствии у Чухлебова А.Ю. пассивного избирательного права, поскольку имевшееся у него постоянное разрешение на пребывание в Финляндской Республике было аннулировано, что подтверждается представленной им копией решения Миграционной службы этой республики от 20 ноября 2017 г., вынесенного на основании письма Чухлебова А.Ю. от 16 ноября 2017 г.
В апелляционных жалобах указано, что Закон о гражданстве Российской Федерации не предусматривает обязанности гражданина уведомлять о прекращении у него вида на жительство в иностранном государстве территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России), уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с чем Чухлебов А.Ю. с соответствующим уведомлением не обращался; само по себе наличие или отсутствие разрешения на постоянное проживание на территории иностранного государства или наличие гражданства Российской Федерации не зависят от факта уведомления или неуведомления российских государственных органов, это обстоятельство не может свидетельствовать об отсутствии у Чухлебова А.Ю. пассивного избирательного права; федеральный законодатель не предусматривает в качестве основания для отказа в регистрации группы избирателей такого факта, как неподача кандидатом уведомления об аннулировании его вида на жительство в иностранном государстве, а каких-либо нарушений избирательного законодательства при регистрации инициативной группы избирателей, созданной в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Чухлебова А.Ю., судом первой инстанции установлено не было.
Чухлебов А.Ю., уполномоченный представитель группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Чухлебова А.Ю., Тимофеева О.С. в судебное заседание Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещёны в установленном законом порядке, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для их удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.
В силу части 4 статьи 81 Конституции Российской Федерации порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
На основании Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (статья 34) каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации (пункт 1). Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обращается в ЦИК России с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей (пункт 3). ЦИК России в течение пяти дней со дня поступления документов, представленных в соответствии с названной статьей, принимает решение о регистрации группы избирателей и её уполномоченных представителей и выдаёт уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации (пункт 14). Основаниями для отказа в регистрации группы избирателей и её уполномоченных представителей могут служить отсутствие документов, указанных в пунктах 3, 5-7 и 11 данной статьи, отсутствие у кандидата пассивного избирательного права, невыполнение требований пунктов 2, 3, 9-11, 13 этой статьи (пункт 16).
Согласно пункту 2 статьи 6 приведённого закона не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным Президентом Российской Федерации.
Пункт 5.1 статьи 3 названного закона предусматривает, что не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Как усматривается из материалов административного дела, Чухлебовым А.Ю. 26 декабря 2017 г. в ЦИК России представлено ходатайство о регистрации группы избирателей, созданной для поддержки его самовыдвижения кандидатом на должность Президента Российской Федерации, и приложенные к нему документы; об удовлетворении этого ходатайства ЦИК России 28 декабря 2017 г. вынесла соответствующее постановление.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 38 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" ЦИК России уполномочена проверять соблюдение предусмотренного данным федеральным законом порядка выдвижения каждого кандидата, достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата.
Согласно приведённым выше положениями закона и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2017 г. N 1337 "О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации" начальнику Главного управления по вопросам миграции МВД России ЦИК России были направлены сведения, представленные кандидатом на должность Президента Российской Федерации Чухлебовым А.Ю., в том числе для проверки наличия у кандидата гражданства Российской Федерации, а также установления факта подачи уведомления о наличии у кандидата гражданства иного государства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (л.д. 10).
30 декабря 2017 г. в адрес ЦИК России из МВД России поступили результаты проведённой проверки достоверности сведений, представленных кандидатом Чухлебовым А.Ю. В письме Главного управления по вопросам миграции МВД России от 29 декабря 2017 г. N 20/41008 сообщено, что 8 сентября 2014 г. в ОУФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Выборгском районе Чухлебов А.Ю. подал заявление о наличии у него вида на жительство в Финляндской Республике (л.д. 11).
В ходе заседания ЦИК России 2 января 2018 г. при обсуждении вопроса об обращении в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене ранее вынесенного постановления ЦИК России о регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения Чухлебова А.Ю. кандидатом на должность Президента Российской Федерации, Чухлебов А.Ю. заявил об отсутствии у него вида на жительство в Финляндской Республике, в подтверждение этого представив копию решения Миграционной службы Финляндской Республики от 20 ноября 2017 г. об аннулировании выданного ему 26 марта 2010 г. решения на пребывание в Финляндии на основании его письменного обращения от 16 ноября 2017 г.
Суд первой инстанции, сославшись в решении об удовлетворении административного искового заявления на уведомление Миграционной службы Финляндской Республики от 20 ноября 2017 г. об аннулировании решения на пребывание на территории Финляндии, не дал ему оценки (копия уведомления на л.д. 76-79).
В силу статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе самостоятельно оценить имеющиеся в административном деле доказательства, рассматривает административное дело в полном объёме и не связана основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах.
Имеющаяся в материалах дела копия уведомления Миграционной службы Финляндской Республики от 20 ноября 2017 г. не может расцениваться как доказательство аннулирования Чухлебову А.Ю. разрешения на пребывание на территории Финляндии, поскольку этот документ надлежащим образом не оформлен и не заверен.
Кроме того, из содержания перевода текста уведомления на русский язык усматривается, что Миграционной службой Финляндской Республики было аннулировано разрешение на пребывание Чухлебова А.Ю., выданное 26 марта 2010 г. При этом указано, что Чухлебову А.Ю. выдано первое разрешение на пребывание в Финляндии в 1999 г. на основании обучения, ему было выдано первое разрешение на пребывание в Финляндии в 2006 г.; основанием для разрешения на пребывание была частично предполагаемая трудовая деятельность; постоянное разрешение на пребывание выдано 26 марта 2010 г.
Каких-либо сведений о том, что уполномоченным органом власти Финляндской Республики было аннулировано разрешение, выданное административному ответчику в 2014 году (FIN 245680), о котором кандидат уведомил территориальный орган МВД России 8 сентября 2014 г. (л.д. 13), указанный документ не содержит.
Ни в суд первой инстанции, ни в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации Чухлебов А.Ю. не представил надлежащим образом оформленный официальный документ, который бы подтверждал отсутствие у него вида на жительство в иностранном государстве.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что определяя принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством, Закон о гражданстве Российской Федерации в статье 6 предусматривает обязанность гражданина как подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, так и уведомить компетентный орган исполнительной власти об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).
На основании изложенного доводы апелляционных жалоб о том, что Закон о гражданстве Российской Федерации не предусматривает обязанности гражданина уведомлять о прекращении у него вида на жительство в иностранном государстве территориальный орган МВД России ошибочны. Кроме того, форма уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающая право на его постоянное проживание в иностранном государстве, утверждённая приказом Федеральной миграционной службы от 28 июля 2014 г. N 450, и которая заполнялась 8 сентября 2014 г. Чухлебовым А.Ю. при его обращении в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, содержит графу "сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения)".
Статьёй 19.8.3 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объёме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений, что подтверждает наличие обязанности гражданина уведомлять территориальный орган МВД России о прекращении у него вида на жительство в иностранном государстве.
Само по себе невыполнение гражданином обязанности по уведомлению об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения) не может рассматриваться как отсутствие у гражданина пассивного избирательного права. При представлении официального документа, подтверждающего аннулирование разрешения на пребывание на территории иностранного государства, вопрос о наличии у гражданина Российской Федерации пассивного избирательного права должен решаться с учётом этого обстоятельства.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии у Чухлебова А.Ю. пассивного избирательного права. Соглашаясь с таким выводом, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации исходит из того, что отсутствует официальный документ компетентного органа, подтверждающий факт отсутствия у Чухлебова А.Ю. вида на жительство в иностранном государстве. Имеющийся в материалах дела (л.д. 110-113) перевод с финского языка на русский решения Миграционной службы Финляндии от 20 ноября 2017 г. об аннулировании разрешения на пребывание, в котором нотариусом засвидетельствована подлинность подписи переводчика, не отвечает требованиям статей 59, 61, 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предъявляемых к доказательствам.
Чухлебов А.Ю., имея намерение баллотироваться кандидатом на должность Президента Российской Федерации, уведомление в территориальный орган МВД России по субъекту Российской Федерации по факту его обращения в полномочный орган иностранного государства об отказе от имеющегося у него и указываемого им ранее вида на жительство в Финляндской Республике от 2014 г. не подавал. При подаче в ЦИК России соответствующих документов и, в частности в своём заявлении о согласии баллотироваться кандидатом на должность Президента Российской Федерации в порядке самовыдвижения, он также не указывал на данное обстоятельство, что имело значение для решения вопроса о наличии у него пассивного избирательного права с учётом изложенных выше обстоятельств.
Ссылки административных ответчиков на сжатые сроки регистрации групп избирателей, а также на отсутствие в Законе о гражданстве Российской Федерации регламентации сроков и порядка обращений граждан с уведомлениями об отказе от имеющегося документа, дающего право на постоянное проживание в иностранном государстве, не свидетельствуют о незаконности обжалованного решения суда, поскольку не опровергают имеющиеся в деле официальные данные, поступившие из МВД России, о наличии у Чухлебова А.Ю. вида на жительство в Финляндской Республике, которые свидетельствуют об отсутствии у него пассивного избирательного права с учётом того, что в силу пункта 5.1 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Представленные Чухлебовым А.Ю. в обоснование своих доводов об отсутствии у него в настоящее время, помимо гражданства Российской Федерации, гражданства иностранного государства либо вида на жительство в нём копии страниц Российского заграничного паспорта на имя Чухлебова А.Ю. с проставленными транзитными визами для въезда в Шенгенскую зону не опровергают вывод суда первой инстанции об отсутствии у Чухлебова А.Ю. пассивного избирательного права.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Чухлебова Александра Юрьевича и уполномоченного представителя группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации Чухлебова Александра Юрьевича, Сидорова Михаила Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
В.Ю. Зайцев |
|
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 15 января 2018 г. N АПЛ18-12
Текст определения официально опубликован не был