Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2017 г. N 73-АПГ17-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Алтай" на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 12 сентября 2017 года об отказе в удовлетворении его административного искового заявления о признании недействующим с момента принятия постановления Совета Министров Бурятской ССР от 31 декабря 1991 года N 353 "О создании государственного природного национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Алтай" с учётом дополнения требований административного искового заявления просило признать недействующим с даты принятия постановление Совета Министров Бурятской ССР от 31 декабря 1991 года N 353 "О создании государственного природного национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" (далее - Постановление N 353), как несоответствующее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающее права административного истца на эксплуатацию расположенного в границах этого парка объекта капитального строительства.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 12 сентября 2017 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит судебный акт отменить, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения административного дела, нарушены нормы материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Республики Бурятия представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого регионального нормативного правового акта, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, обоснованно констатировав, что оспариваемое правовое регулирование не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В целях сохранения уникальных природных комплексов бассейна озера Байкал, Тункинской долины, хребтов Восточных Саян и Хамар-Дабана, а также оптимизации природопользования, развития национальной культуры и создания условий для организованного отдыха населения постановлением Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 года N 282 "О создании государственного природного национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР" принято предложение Совета Министров Бурятской ССР, согласованное с Государственным комитетом РСФСР по экономике, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Государственным комитетом РСФСР по экологии и природопользованию, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР и Российской государственной топливной ассоциацией о создании в Бурятской ССР поименованного парка общей площадью 1 183 662 гектара и поручено Совету Министров Бурятской ССР совместно с Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами уточнить границы национального парка (абзацы первый, второй и шестой пункта 1).
Как следует из содержания Постановления N 353, оно принято во исполнение названного постановления Совета Министров РСФСР, им определены границы национального парка в границах Тункинского административного района Бурятской ССР, воспроизведены предписания постановления Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 года N 282 о площадях земель государственного лесного фонда Тункинского мехлесхоза Министерства лесного хозяйства РСФСР, земель государственного запаса, предоставленных в пользование этому парку, а также включённых в состав национального парка "Тункинский" земель колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, земель населённых пунктов и других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Кроме того, оспариваемый региональный нормативный правовой акт в редакции, действующей на момент обращения с настоящим административным исковым заявлением, содержит нормы, регламентирующие организационные вопросы деятельности национального парка и обращение к Министерству лесного хозяйства РСФСР рассмотреть вопросы финансового, материально-технического обеспечения государственного природного национального парка "Тункинский" на 1992 год (пункты 5-8), иных требований, в том числе о границах парка, не устанавливает.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2055-р национальный природный парк "Тункинский" включён в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, его границы определены в системе координат МСК-03 и представлены в приложении 1 к Положению о национальном парке "Тункинский", утверждённому приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 мая 2017 года N 229 (далее - Положение о национальном парке), согласно которому национальный парк расположен на территории муниципального образования Тункинский район Республики Бурятия (пункты 3 и 4 Положения о национальном парке).
Приведённые федеральные правовые предписания подтверждают правомерность позиции суда первой инстанции о том, что Постановление N 353 не противоречит имеющему большую силу законодательству и не нарушает права административного истца, поскольку не устанавливает границы национального парка, вопрос о которых в настоящее время урегулирован нормативными правовыми актами федерального значения.
Верно суд первой инстанции признал несостоятельным утверждение административного истца о том, что неопубликование оспариваемого нормативного правового акта является основанием для признания его недействующим.
Действительно, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
При этом конституционной норме об обязательном официальном опубликовании нормативных правовых актов обратная сила не придана.
Между тем Постановление N 353 принято до вступления в силу положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливающих обязательность официального опубликования нормативных правовых актов, на момент рассмотрения дела опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru, 20 июля 2017 года, а также 25 июля 2017 года в "Бурятия", N 79, Официальный вестник, N 18.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, следовательно, решение суда об отказе в признании его недействующим является правильным.
Доводы апелляционной жалобы, как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие отношения, являются несостоятельными и не опровергают выводы суда.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что оснований, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 12 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтай" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2017 г. N 73-АПГ17-6
Текст определения официально опубликован не был