Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2017 г. N 59-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Амурской области о признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 24 января 2017 года N 19, по апелляционным жалобам Правительства Амурской области и министерства финансов Амурской области на решение Амурского областного суда от 27 июля 2017 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Амурской области от 24 января 2017 года N 19, размещённым 31 января 2017 года на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Территориальная программа).
В разделе VII Территориальной программы, в редакции действующей на день рассмотрения дела судом первой инстанции, установлены нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи за счёт средств областного бюджета, которые на 2017 год составляют:
- на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) - 341,3 рубля (абзац третий);
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) - 1147,5 рубля (абзац четвёртый);
- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров - 3750 рубля (абзац шестой);
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая койки сестринского ухода), - 104,3 рубля (абзац девятый).
В разделе VII Территориальной программы, в редакции действующей на день рассмотрения дела судом первой инстанции, установлены нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования за счёт средств областного бюджета, которые на 2018-2019 годы составляют:
- на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) - 324,9 рубля на 2018 год, 369,7 рубля на 2019 год (абзац двенадцатый);
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями)- 1092,6 рубля на 2018 год (абзац тринадцатый);
- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров - 3568,7 рубля на 2018 год, 4464,6 рубля на 2019 год (абзац пятнадцатый);
- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, - 68557,6 рубля на 2018 год (абзац шестнадцатый).
Подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (в расчёте на 1 жителя) составляют в 2017 году - 2056,1 рубля, в 2018 году - 1957,1 рубля, в 2019 году - 2368,3 рубля (абзац двадцатый).
Прокурор Амурской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнения требований, просил признать не соответствующими федеральному законодательству и недействующими приведённые выше нормы регионального нормативного правового акта ввиду установления ими нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи и подушевых нормативов финансирования в меньшем размере, чем это предусмотрено Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года N 1403 (далее - Федеральная программа).
По мнению административного истца, Территориальная программа в оспариваемой части нарушает права жителей Амурской области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объёме, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением Амурского областного суда от 27 июля 2017 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах Правительство Амурской области и министерство финансов Амурской области просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, участвующим в деле прокурором поданы возражения о их необоснованности и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1 поименованного закона, далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В соответствии со статьёй 19 названного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, предоставляемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
Федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации указанными выше полномочиями и включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объёмы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере, предусмотрев в частях 1 и 3 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ положения, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой.
Предписание о необходимости принимать Территориальную программу в соответствии с Федеральной программой содержится в абзаце третьем раздела I (Общие положения) этой программы.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования установлены в разделе VII Федеральной программы.
Суд первой инстанции, проанализировав имеющее большую юридическую силу законодательство, регулирующее вопросы формирования программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сопоставив оспариваемые положения о нормативах финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, подушевых нормативах финансирования Территориальной программы с аналогичными нормами Федеральной программы, правомерно констатировал, что Правительством Амурской области оспариваемые нормативы определены в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации, в связи с чем законно признал оспариваемые предписания Территориальной программы недействующими.
Утверждение в жалобах о неверном применении судом первой инстанции положений федерального законодательства является ошибочным ввиду неправильного толкования норм материального права.
Судебная коллегия полагает несостоятельными ссылки в жалобах на отсутствие нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, поскольку оспариваемые нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования нарушают установленные законом гарантии равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, то есть интересы неопределенного круга лиц.
Иные доводы жалоб выводы суда не опровергают, аналогичны позиции административного ответчика и заинтересованного лица в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Амурского областного суда от 27 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Амурской области и министерства финансов Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2017 г. N 59-АПГ17-11
Текст определения официально опубликован не был