Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2017 г. N 59-АПГ17-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе министерства природных ресурсов Амурской области на решение Амурского областного суда от 3 августа 2017 года, которым удовлетворен административный иск сельскохозяйственного производственного кооператива "Движение" об оспаривании подпункта "в" пункта 1.5 Порядка использования общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков для собственных нужд, утвержденного постановлением правительства Амурской области от 28 января 2014 года N 30.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также возражение против удовлетворения апелляционной жалобы представителя сельскохозяйственного производственного кооператива "Движение" Хидоятовой Е.Ю. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
28 января 2014 года правительством Амурской области издано постановление N 30, которым утвержден Порядок использования общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков для собственных нужд.
Согласно подпункту "в" пункта 1.5 указанного Порядка достаточными и обязательными условиями использования общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд является наличие соответствующего вида разрешенного использования земельного участка (добыча общераспространенных полезных ископаемых), установленного в отношении земельного участка, в пределах которого расположен предполагаемый участок добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Движение" обратился в Амурский областной суд с административным исковым заявлением о признании приведённой нормы недействующей, ссылаясь в обоснование своего требования на то, что в границах земельных участков сельскохозяйственного назначения, собственником и арендатором которых он является, им для собственных нужд осуществляется добыча песка, который относится к общераспространенным полезным ископаемым.
Как полагал заявитель, оспариваемой нормой нарушаются его права, так как выполнение указанного в ней условия приведет к изъятию земельных участков, в границах которых предполагается добыча общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, из оборота как земель сельскохозяйственного назначения. Считает, что названная норма противоречит требованиям Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" и Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации N 525 и Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству N 67 от 22 декабря 1995 года.
Решением Амурского краевого суда от 3 августа 2017 года административный иск удовлетворен: оспариваемая норма признана недействующей с момента вступления данного решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе министерство природных ресурсов Амурской области просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В поддержку доводов апелляционной жалобы правительством Амурской области представлен отзыв.
Сельскохозяйственным производственным кооперативом "Движение" и прокурором, участвующим в административном деле, относительно доводов апелляционной жалобы представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что сельскохозяйственный производственный кооператив "Движение" является коммерческой организацией, созданной гражданами в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Движение" осуществляет хозяйственную деятельность на земельных участках, расположенных в Завитинском районе Амурской области, с кадастровым номером 28:12:021211:3 площадью 2659 га, принадлежащем административному истцу на праве аренды, а также с кадастровым номером 28:12:000000:870 площадью 5515 га, принадлежащем ему же на праве собственности, относящихся, согласно кадастровым паспортам, к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
Положениями статьи 19 Закона Российской Федерации "О недрах" предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Удовлетворив административный иск сельскохозяйственного производственного кооператива "Движение", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что установление оспариваемой нормой такого обязательного условия использования для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, как наличие соответствующего вида разрешенного использования земельного участка (добыча общераспространенных полезных ископаемых), установленного в отношении земельного участка, в пределах которого расположен предполагаемый участок добычи общераспространенных полезных ископаемых, не соответствует положениям статьи 19 Закона Российской Федерации "О недрах", которой собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков не запрещено осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, без изменения вида разрешенного использования этих земельных участков.
Доводы апелляционной жалобы о нецелевом использовании административным истцом предоставленных ему земельных участков сельскохозяйственного назначения, использовании добываемых на этих земельных участках общераспространенных полезных ископаемых (песка) для целей, связанных с предпринимательской деятельностью, а также о том, что оспариваемой нормой не затрагиваются права административного истца, повторяют позицию административного ответчика, поддержанную им при рассмотрении административного дела в суде первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая оценка. Выводы по этим доводам, изложенные судом в решении, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает правильными.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены данного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Амурского областного суда от 3 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства природных ресурсов Амурской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2017 г. N 59-АПГ17-10
Текст определения официально опубликован не был