Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2017 г. N 44-АПГ17-26
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Архипова А.В. на решение Пермского краевого суда от 10 июля 2017 года, которым отказано в удовлетворении его и Круглова А.М., Мухаметшиной Л.Р. административного иска об оспаривании пункта 5.2 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района - главы администрации Александровского муниципального района Пермского края, принятого решением Земского Собрания Александровского муниципального района Пермского края от 10 ноября 2016 года N 300.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
10 ноября 2016 года Земское Собрание Александровского муниципального района Пермского края приняло решение N 300, которым утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района - главы администрации Александровского муниципального района Пермского края.
Данные документы официально опубликованы 11 ноября 2017 года в газете "Боевой путь" N 46.
Согласно пункту 5.2 указанного Положения конкурс-испытание проводится на заседании конкурсной комиссии. Изложение кандидатом тезисов программы развития Александровского муниципального района Пермского края не может превышать 15 минут. После заслушивания кандидата с ним проводится индивидуальное собеседование.
Конкурсная комиссия принимает открытым голосованием относительным большинством голосов (с учетом решающего голоса председателя конкурсной комиссии, а в его отсутствие - решающего голоса заместителя председателя) решение о представлении двух кандидатур из числа заслушанных кандидатов на рассмотрение представительного органа. Голосование производится в отсутствие кандидатов.
Для определения двух кандидатур проводится рейтинговое голосование, которое представляет собой ряд последовательных голосований по каждому из кандидатов, при которых каждый член конкурсной комиссии вправе голосовать (не голосовать) за одного или нескольких кандидатов. Варианты голосования "против" и "воздержался" не применяются.
По результатам проведения рейтингового голосования определяются (определяется) два кандидата (кандидат), набравшие (набравший) наибольшее, в том числе равное между собой, по отношению к другим кандидатам количество голосов присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии (с учетом решающего голоса председателя конкурсной комиссии, а в его отсутствие - решающего голоса заместителя председателя).
Если по результатам рейтингового голосования определено менее двух кандидатов (в том числе ни одного кандидата), то есть в случаях, если:
- более двух кандидатов получили наибольшее по отношению к другим кандидатам и равное между собой количество голосов присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии (с учетом решающего голоса председателя конкурсной комиссии, а в его отсутствие - решающего голоса заместителя председателя);
- два и более кандидата получили равное количество голосов присутствующих на заседании членов конкурсной комиссии (с учетом решающего голоса председателя конкурсной комиссии, а в его отсутствие - решающего голоса заместителя председателя) и они следуют по количеству голосов за кандидатом, получившим наибольшее число голосов (с учетом решающего голоса председателя конкурсной комиссии, а в его отсутствие - решающего голоса заместителя председателя), проводится второй тур голосования.
Второй тур голосования по кандидатам, указанным в абзацах шестом и седьмом настоящего пункта, набравшим равное количество голосов (с учетом решающего голоса председателя конкурсной комиссии, а в его отсутствие - решающего голоса заместителя председателя), проводится путем альтернативного голосования, при котором каждый член конкурсной комиссии вправе проголосовать только за одного кандидата. Варианты голосования "против" и "воздержался" не применяются.
В случае если по результатам голосования не определились два кандидата для представления их на рассмотрение представительного органа, по кандидатам, получившим во втором туре наибольшее равное между собой число голосов (с учетом решающего голоса председателя конкурсной комиссии, а в его отсутствие - решающего голоса заместителя председателя), проводится третий тур голосования в порядке, установленном для второго тура.
В случае если по результатам третьего тура голосования также не определились два кандидата для представления их на рассмотрение представительного органа, конкурс признается несостоявшимся.
Результаты голосования фиксируются в протоколе заседания конкурсной комиссии.
О принятом конкурсной комиссией решении сообщается каждому кандидату, допущенному к конкурсу, в письменной форме секретарем конкурсной комиссии не позднее трех рабочих дней после дня принятия конкурсной комиссией указанного решения.
Неявка кандидата, извещенного письменно, на конкурс расценивается как его отказ от участия в конкурсе и влечет принятие конкурсной комиссией решения об отказе во внесении предложений по указанной кандидатуре на рассмотрение представительного органа, о чем указывается в протоколе заседания конкурсной комиссии.
Неявкой кандидата на конкурс считается, если кандидат не прибыл на конкурс к началу времени заседания конкурсной комиссии, указанному в извещении, предусмотренном пунктом 4.6 названного выше Положения.
Архипов А.В., Круглов А.М. и Мухаметшина Л.Р. обратились в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 5.2 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района - главы администрации Александровского муниципального района Пермского края, ссылаясь на его противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушение их права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. По мнению заявителей, пункт 5.2 указанного Положения не соответствует принципам гласности и открытости, поскольку голосование в отсутствие кандидатов приводит к неясности в результатах голосования.
Решением Пермского краевого суда от 10 июля 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Архипов А.В. просит решение отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы Земским Собранием Александровского муниципального района Пермского края и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого изъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Согласно абзацам первому-третьему части 2.1 названной статьи порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
Абзац девятый части 2.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
Пунктом 2 статьи 39 Устава Александровского муниципального района Пермского края предусмотрено, что глава муниципального района - глава администрации Александровского муниципального района Пермского края избирается Земским Собранием Александровского муниципального района Пермского края из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального района - главы администрации Александровского муниципального района Пермского края устанавливается Земским Собранием Александровского муниципального района Пермского края.
Отказав в удовлетворении заявленных по настоящему административному делу требований, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Земским Собранием Александровского муниципального района Пермского края в пределах полномочий, с соблюдением порядка и процедуры его принятия.
Судом были проверены и обоснованно отклонены доводы административных истцов о нарушении оспариваемыми положениями их права быть избранным на должность главы муниципального района - главы администрации Александровского муниципального района Пермского края, а также о несоответствии оспариваемой нормы принципам гласности и открытости.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, подробно изложены в решении. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами суда первой инстанции согласна.
Как следует из материалов дела, административные истцы были допущены к участию в конкурсе в качестве кандидатов на должность главы муниципального района - главы администрации Александровского муниципального района Пермского края, заслушаны конкурсной комиссией, однако по итогам рейтингового голосования, произведенного в соответствии с пунктом 5.2 оспариваемого Положения, не были представлены на рассмотрение Земского Собрания Александровского муниципального района Пермского края.
Судом установлено, что пункт 5.2 оспариваемого Положения детально определяет конкретный порядок действий конкурсной комиссии по отбору кандидатов, согласуется с положениями части 2.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Решение о предоставлении двух кандидатур из числа заслушанных кандидатов на рассмотрение представительного органа принимается открытым голосованием, но в отсутствие самих кандидатов, что не противоречит принципу открытости голосования. Отсутствие кандидатов при голосовании конкурсной комиссии не указывает на его тайный характер.
При апелляционном рассмотрении дела не нашли своего подтверждения доводы жалобы об искажении судом первой инстанции правового смысла заявленных административных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении принципа открытости голосования конкурсной комиссией основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить поводом к отмене решения суда. Указание в пункте 5.2 оспариваемого Положения на то, что голосование проводится в отсутствие кандидатов, не свидетельствует о проведении тайного голосования, поскольку данная норма закрепляет порядок принятия конкурсной комиссией решения посредством открытого голосования. О соблюдении принципа открытости и гласности свидетельствует установленная данным Положением обязанность конкурсной комиссии сообщать о принятом решении каждому кандидату, допущенному к конкурсу, что согласуется с требованиями части 2.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вопреки доводам апелляционной жалобы протокол голосования конкурсной комиссии официальному опубликованию не подлежит, поскольку в силу пункта 5.2 оспариваемого Положения результаты голосования фиксируются в протоколе заседания конкурсной комиссии, с которым кандидаты права ознакомиться не лишены.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 10 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Архипова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2017 г. N 44-АПГ17-26
Текст определения официально опубликован не был