Постановление Верховного Суда РФ от 1 декабря 2017 г. N 37-АД17-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу начальника отдела городского хозяйства Дмитровского района Орловской области Лыкова Александра Павловича на вступившие в законную силу постановление 57 ТТ N 003944 главного государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по Дмитровскому району от 9 февраля 2017 г., решение судьи Дмитровского районного суда Орловской области от 19 апреля 2017 г., решение судьи Орловского областного суда от 26 мая 2017 г. и постановление заместителя председателя Орловского областного суда от 25 июля 2017 г., вынесенные в отношении отдела городского хозяйства Дмитровского района Орловской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением 57 ТТ N 003944 главного государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по Дмитровскому району от 9 февраля 2017 г. отдел городского хозяйства Дмитровского района Орловской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Дмитровского районного суда Орловской области от 19 апреля 2017 г. постановление должностного лица изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 150 000 рублей, в остальной части указанный акт оставлен без изменения.
Решением судьи Орловского областного суда от 26 мая 2017 г. постановление должностного лица и решение судьи районного суда изменены в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 100 000 рублей, в остальной части указанные акты оставлены без изменения.
Постановлением заместителя председателя Орловского областного суда от 25 июля 2017 г. постановление должностного лица, решение судьи районного суда и решение судьи областного суда оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, начальник отдела городского хозяйства Дмитровского района Орловской области Лыков А.П. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении данного юридического лица по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей (в редакции Федеральных законов от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ, от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Решением Дмитровского районного Совета народных депутатов от 28 января 2016 г. N З-РС/59 внесены изменения в Устав Дмитровского района Орловской области, в соответствии с которыми на администрацию Дмитровского района Орловской области возлагается исполнение полномочий местной администрации городского поселения Дмитровск (исполнительно-распорядительного органа поселения) (л.д. 125-127).
Решением Дмитровского районного Совета народных депутатов от 26 ноября 2016 г. N 9-РС/3 учрежден отдел городского хозяйства Дмитровского района Орловской области (л.д. 121).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Положения об отделе городского хозяйства Дмитровского района Орловской области (далее также отдел), утвержденного решением Дмитровского районного Совета народных депутатов от 21 октября 2016 г. N 9-РС/З, отдел является структурным подразделением администрации района и осуществляет исполнение полномочий администрации городского поселения Дмитровск. Отдел создан для реализации полномочий администрации по решению и исполнению полномочий администрации городского поселения Дмитровск и по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского поселения федеральными и областными законами (л.д. 51-58).
Согласно пункту 2.8 данного Положения к числу основных задач отдела относится содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования в границах городского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения.
В силу подпункта 51 пункта 3.1 названного Положения отдел исполняет полномочия по осуществлению контроля за содержанием автомобильных дорог общего пользования в границах городского поселения.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что соответствующее структурное подразделение органа местного самоуправления является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения, в том числе в части контроля за выполнением мероприятий по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 221 утвержден "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (далее - ГОСТ Р 50597-93), которым определены, в том числе перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
Пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 установлен нормативный срок окончания снегоочистки.
Согласно данному пункту проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Срок ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик для группы дорог и улиц "В" (согласно соответствующей таблице) составляет 6 часов. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Согласно материалам дела 16 января 2017 г. в 15 часов 40 минут при проведении должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Дмитровскому району контрольных мероприятий за состоянием улично-дорожной сети г. Дмитровска Орловской области выявлены недостатки в ее содержании, угрожающие безопасности дорожного движения, в нарушение пункта 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 и пункта 13 Основных положений не завершена очистка снега и не ликвидирована зимняя скользкость в течение 6 часов с момента окончания снегопада на улицах Советской, Коллективной, Коммунистической, Красной, Октябрьской, Революционной, Социалистической, Братьев Овинниковых, Рабоче-Крестьянской, Свободной, Ульянцева, Первомайской, Толкачева, Пионерской, Транспортной, Сосновой, Посадской, Кручинина, а также переулках 1-го Красного, 2-го Красного, 3-го Красного, Фабричного и 3-го Октябрьского г. Дмитровска.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 23); актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения и приложенной к нему фототаблицей (л.д. 26, 27-34); показаниями должностных лиц ОГИБДД ОМВД России по Дмитровскому району Ж. и К. лиц, принимавших участие в контрольном мероприятии по осмотру содержания дорог, С. и К. (л.д. 70-71, 100, 113-114, 165-166); сведениями об атмосферных явлениях погоды за период с 14 по 16 января 2017 г., представленными Орловским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом ФГБУ "Центрально-Черноземное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (л.д. 79, 90), и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отдел городского хозяйства Дмитровского района Орловской области обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, будучи уполномоченным на то лицом в соответствии с названным выше Положением.
То обстоятельство, что между администрацией Дмитровского района Орловской области и муниципальным унитарным предприятием "Благоустройство" были заключены муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию дорог, тротуаров и убираемой территории городского поселения Дмитровск в зимний период, не ставит под сомнение выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности отдела городского хозяйства Дмитровского района Орловской области в совершении вмененного административного правонарушения, так как ответственным за состояние дорог является указанное юридическое лицо.
Материалы дела свидетельствуют о том, что оплата по муниципальным контрактам не осуществлялась, на перечисленных выше транспортных объектах не была завершена очистка снега и не ликвидирована зимняя скользкость в течение 6 часов с момента окончания снегопада.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отдел городского хозяйства Дмитровского района Орловской области, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 12.34 названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Оснований для признания акта выявленных недостатков в содержании дорог и приложенных к нему фотоматериалов недопустимыми доказательствами по делу не имеется. Эти документы отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сведения, подлежащие указанию в протоколе об административном правонарушении в соответствии с частью 2 названной статьи, в этом процессуальном документе отражены, событие административного правонарушения описано в соответствии с диспозицией статьи 12.34 названного Кодекса.
При этом из материалов дела следует, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель юридического лица Лыков А.П. был извещен надлежащим образом под роспись (л.д. 39), на составление протокола не явился, в связи с чем данный процессуальный документ был составлен в его отсутствие, что соответствует требованиям части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола была направлена в адрес юридического лица. Эти обстоятельства также подтверждаются показаниями должностного лица ОГИБДД ОМВД России по Дмитровскому району Ж. и не оспаривались в рамках судебного разбирательства законным представителем юридического лица Лыковым А.П. (л.д. 70 оборот, 71).
При рассмотрении дела законный представитель юридического лица Лыков А.П. был осведомлен об объеме своих прав, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствующие права ему были разъяснены.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в состоявшихся по делу актах, установленные обстоятельства и выводы о виновности отдела городского хозяйства Дмитровского района Орловской области в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Действия отдела городского хозяйства Дмитровского района Орловской области квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также безопасности дорожного движения.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения отдела городского хозяйства Дмитровского района Орловской области к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено юридическому лицу с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Как следует из материалов дела, судьей районного суда изменено постановление должностного лица в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 150 000 рублей на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу с 18 марта 2017 г., в статью 12.34 названного Кодекса внесены изменения, в частности, для юридических лиц установлено административное наказание в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В связи с указанными изменениями, с учетом того обстоятельства, что на дату вступления в силу названного Федерального закона постановление должностного лица было не исполнено, а также положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья областного суда обоснованно изменил постановление должностного лица и решение судьи районного суда в части назначенного наказания, снизил размер административного штрафа до 100 000 рублей.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление 57 ТТ N 003944 главного государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по Дмитровскому району от 9 февраля 2017 г., решение судьи Дмитровского районного суда Орловской области от 19 апреля 2017 г., решение судьи Орловского областного суда от 26 мая 2017 г. и постановление заместителя председателя Орловского областного суда от 25 июля 2017 г., вынесенные в отношении отдела городского хозяйства Дмитровского района Орловской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника отдела городского хозяйства Дмитровского района Орловской области Лыкова А.П. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 1 декабря 2017 г. N 37-АД17-2
Текст постановления официально опубликован не был