Письмо Федеральной антимонопольной службы от 28 ноября 2017 г. N АК/83162/17
"К вопросу о квалификации фактов нарушения имущественных прав FIFA, связанных с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года"
В связи с подготовкой и предстоящим проведением на территории Российской Федерации мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и в целях достижения единообразия практики применения положений Федерального закона от 26.07.2006 N135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") при квалификации действий, нарушающих имущественные права FIFA, ФАС России сообщает.
Положениями Правительственной гарантии N 6 от 14.04.2010 "Защита и реализация имущественных прав" и нормами Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 108-ФЗ) предусмотрены дополнительные требования, направленные на защиту имущественных прав FIFA, связанных с организацией и проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 (далее мероприятия FIFA).
Согласно статье 20 указанного Закона N 108-ФЗ признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:
1) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;
2) осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;
3) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;
4) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями;
5) подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения FIFA;
6) использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;
7) использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения FIFA.
Также в соответствии с частью 3 статьи 18 Закона N108-ФЗ реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к мероприятиям, FIFA и (или) Оргкомитету "Россия-2018", в том числе в качестве спонсора, партнера, вещателя, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг или в любом ином качестве, а также о рекомендациях, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" объекта рекламирования, признается недостоверной.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
При этом согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации
Таким образом, с учетом положений пунктов 2, 3, 4 части 1 статьи 20 Закона N108-ФЗ не допускается реклама:
- формирующая у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;
- вводящая в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;
- вводящая в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями.
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
С учетом изложенного в случае выявления признаков нарушения такие действия в зависимости от своей правовой природы могут быть квалифицированы в качестве нарушения запретов Федерального закона "О рекламе" и Закона о защите конкуренции.
Таким образом, отсутствие официальной символики FIFA и АНО Оргкомитет "Россия-2018" в рекламе парфюмерно-косметической продукции, а также в рекламе каких-либо акций, связанных с такой парфюмерно-косметической продукцией, не является однозначным свидетельством того, что реклама является надлежащей и не нарушает требований части 3 статьи 18, пунктов 2, 3 и 4 части 1 статьи 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также пункта 4 части 2 и части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", поскольку такая реклама может содержать иные сведения, создающие у потребителей ложное представление о причастности рекламодателя к мероприятиям, FIFA и (или) Оргкомитету "Россия-2018" и/или вводящие в заблуждение потребителей рекламы.
При этом оценка рекламы на предмет ее соответствия требованиям Федерального закона "О рекламе" и Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществляется в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой рекламы и всех обстоятельств ее размещения.
Так как перечень форм недобросовестной конкуренции в указанном законе является открытым, вывод о возможности квалификации того или иного действия в качестве акта недобросовестной конкуренции устанавливается Комиссией ФАС России в ходе рассмотрения каждого дела с учетом конкретных обстоятельств и собранных по делу доказательств.
При этом для признания действий лица, в отношении которого подано заявление о нарушении антимонопольного законодательства необходимо и достаточно, чтобы указанные действия содержали все необходимые признаки недобросовестной конкуренции, а именно:
- совершались хозяйствующим субъектом - конкурентом;
- были направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;
- противоречили положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
- причинили или способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации.
Поскольку объективную сторону нарушений, предусмотренных положениями Закона N 108-ФЗ, образуют действия, приводящие к формированию у покупателя искаженного представления об отношении товара либо его продавца к FIFA, следует учитывать, что на восприятие такого покупателя влияет целый ряд факторов: как место, время проведения маркетинговых акций, оформление торгового места, размещение товара при реализации, слоганы и содержание рекламной кампании и т.п.
Общая оценка содержания и изображений, использованных в маркетинговых мероприятиях, совпадение сроков их размещения/проведения с мероприятиями FIFA, наличие ассоциативной связи с городами проведения Мероприятий, в совокупности с изображениями футбольной тематики (в том числе без использования обозначений, зарегистрированных в качестве товарных знаков), информацией о времени выхода в эфир и местах проведения соответствующих телевизионных трансляций (с розыгрышем билетов в такие места), конкурсы на угадывание результатов матчей Мероприятий FIFA в совокупности может привести формированию у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также создать ложное представление о причастности продавца/рекламодателя к мероприятиям FIFA 2017, что в силу прямого указания Закона N108-ФЗ признается недобросовестной конкуренцией.
При этом в части квалификации выявленных актов недобросовестной следует исходить из того, что в случае использования обозначений, зарегистрированных в качестве товарных знаков FIFA, действия, связанные с использованием таких обозначений следует рассматривать в качестве нарушения статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, в то время как любые иные действия, предусмотренные статьей 20 Закона N 108-ФЗ, формирующие у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях FIFA без использования символики спортивных соревнований , квалифицируются по статьей 14.8 Закона о защите конкуренции в качестве нарушения общего запрета на недобросовестную конкуренцию.
|
А.Б. Кашеваров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с подготовкой и предстоящим проведением чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. ФАС России привел перечень нарушений, которые признаются недобросовестной конкуренцией.
Среди них - продажа, обмен или иное введение в оборот товаров (работ, услуг), если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований, тождественные или сходные до степени смешения обозначения, либо измененная символика; продвижение таких товаров (работ, услуг); введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя (рекламодателя) к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника и т.д.; использование входных билетов на мероприятия в рекламных целях.
Реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к FIFA, Оргкомитету "Россия-2018", признается недостоверной.
Также отмечено, что само по себе отсутствие официальной символики в рекламе парфюмерно-косметической продукции не свидетельствует о надлежащей рекламе. Последняя может содержать иные сведения, вводящие в заблуждение потребителей рекламы.
Объективную сторону нарушений образуют действия, приводящие к формированию у покупателя искаженного представления об отношении товара либо его продавца к FIFA. При квалификации нарушений следует учитывать место, время проведения маркетинговых акций, оформление торгового места, размещение товара, слоганы и содержание рекламной кампании и т.п.
Указано, что по-разному квалифицируются такие нарушения, как использование товарных знаков FIFA и любые иные действия, формирующие у потребителя представление о FIFA (мероприятиях FIFA) без использования спортивной символики.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 28 ноября 2017 г. N АК/83162/17 "К вопросу о квалификации фактов нарушения имущественных прав FIFA, связанных с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года"
Текст письма официально опубликован не был
Письмом ФАС России от 2 декабря 2022 г. N МШ/109196-ПР/22 настоящий документ признан недействующим с 2 декабря 2022 г.