Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2017 г. N 66-АПГ17-36
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Иркутского областного суда от 18 августа 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления Законодательного Собрания Иркутской области от 14 июня 2017 года N 51/18-ЗС "О соответствии вопроса, предлагаемого инициативной группой - Бюро Комитета Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" для вынесения на референдум Иркутской области, требованиям статьи 7 Закона Иркутской области от 26 октября 2005 года N 66-ОЗ "О референдуме Иркутской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Ядришникова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Законодательного Собрания Иркутской области Константинова А.В. и Петрова А.А., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Берниковой Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
14 июня 2017 года Законодательное Собрание Иркутской области издало постановление N 51/18-ЗС "О соответствии вопроса, предлагаемого инициативной группой - Бюро Комитета Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" для вынесения на референдум Иркутской области, требованиям статьи 7 Закона Иркутской области от 26 октября 2005 года N 66-ОЗ "О референдуме Иркутской области", которым постановило признать не соответствующим требованиям статьи 7 Закона Иркутской области "О референдуме Иркутской области" предлагаемый инициативной группой - бюро комитета Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" для вынесения на референдум Иркутской области следующий вопрос: "Согласны ли Вы, чтобы в Иркутской области был принят закон Иркутской области, предусматривающий избрание глав всех муниципальных районов Иркутской области и городских округов Иркутской области на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?" (пункт 1 постановления).
Иркутское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании указанного постановления Законодательного Собрания Иркутской области незаконным, ссылаясь в обоснование своего требования на то, что постановление о соответствии вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум Иркутской области, требованиям статьи 7 Закона Иркутской области "О референдуме Иркутской области" принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Иркутской области.
Законодательное Собрание Иркутской области состоит из сорока пяти депутатов.
Между тем, как утверждал заявитель, согласно протоколу и стенограмме заседания 51-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области, состоявшемуся 14 июня 2017 года, по результатам голосования по вопросу повестки дня о принятии проекта постановления "О соответствии вопроса, предлагаемого инициативной группой - Бюро Комитета Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" для вынесения на референдум Иркутской области, требованиям статьи 7 Закона Иркутской области "О референдуме Иркутской области" решения принято не было, так как в соответствии с этими же протоколом и стенограммой за принятие такого постановления проголосовало 6 депутатов, против принятия такого постановления проголосовало 9 депутатов, 15 депутатов воздержались от голосования, а 5 депутатов не голосовали вовсе. По мнению заявителя, сумма голосов депутатов, необходимая для принятия решения по указанному вопросу повестки дня и равная 23 голосам депутатов, должна слагаться исключительно из голосов депутатов "за" или "против" принятия постановления, а поскольку на заседании 51-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области, состоявшемся 14 июня 2017 года, сумма таких голосов была равна только пятнадцати, то и никакого решения по указанному вопросу повестки дня принято не было.
Таким образом, Иркутское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" полагает, что Законодательное Собрание Иркутской области соответствие названного выше вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Иркутской области, требованиям статьи 7 Закона Иркутской области "О референдуме Иркутской области" не проверило и соответствующее закону решение не приняло. Такое бездействие заявитель просил признать незаконным и возложить на Законодательное Собрание Иркутской области обязанность проверить соответствие названного выше вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Иркутской области, требованиям статьи 7 Закона Иркутской области "О референдуме Иркутской области" и издать соответствующее постановление в течение двадцати календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу. При этом заявитель полагает, что названный вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум Иркутской области, требованиям статьи 7 Закона Иркутской области "О референдуме Иркутской области" соответствует.
Решением Иркутского областного суда от 18 августа 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Иркутское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Законодательным Собранием Иркутской области, Избирательной комиссией Иркутской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Согласно пунктам 6, 8 и 11 статьи 36 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, требованиям статьи 12 настоящего федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.
Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдаёт ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Согласно части 6 статьи 15 Закона Иркутской области "О референдуме Иркутской области" Законодательное Собрание Иркутской области в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов обязано проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Иркутской области, требованиям статьи 7 настоящего закона.
Вопрос о соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Иркутской области, требованиям статьи 7 настоящего закона рассматривается на сессии Законодательного Собрания Иркутской области.
Постановление о соответствии вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум Иркутской области, требованиям статьи 7 настоящего закона принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Иркутской области и не позднее чем через 5 дней со дня принятия направляется в Избирательную комиссию Иркутской области.
Вместе с тем, как видно из материалов административного дела, на заседании 51-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области, состоявшемся 14 июня 2017 года, по результатам голосования по вопросу повестки дня о принятии проекта постановления "О соответствии вопроса, предлагаемого инициативной группой - Бюро Комитета Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" для вынесения на референдум Иркутской области, требованиям статьи 7 Закона Иркутской области "О референдуме Иркутской области" в поддержку принятия такого постановления проголосовало только 6 депутатов, то есть большинства голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Иркутской области за принятие такого постановления получено не было.
Доводы Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о том, что сумма голосов депутатов, необходимая для принятия решения по указанному вопросу повестки дня и равная 23 голосам депутатов, должна слагаться исключительно из голосов депутатов "за" или "против" принятия постановления, основаны не неверном истолковании абзаца третьего части 6 статьи 15 Закона Иркутской области "О референдуме Иркутской области". Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что проект постановления "О соответствии вопроса, предлагаемого инициативной группой - Бюро Комитета Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" для вынесения на референдум Иркутской области, требованиям статьи 7 Закона Иркутской области "О референдуме Иркутской области" на заседании 51-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области, состоявшемся 14 июня 2017 года, поддержки большинства депутатов Законодательного Собрания Иркутской области не получил, о чём свидетельствует проведённое голосование, и именно поэтому данный проект постановления не был принят.
Таким образом, Законодательное Собрание Иркутской области соответствие вопроса, предлагаемого инициативной группой - бюро комитета Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" для вынесения на референдум Иркутской области, требованиям статьи 7 Закона Иркутской области "О референдуме Иркутской области" проверило и признало, что данный вопрос этим требованиям не отвечает. При этом порядок такой проверки, вопреки доводам административного истца, Законодательным Собранием Иркутской области не нарушен. С выводами суда первой инстанции в этой части Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации согласна.
Кроме того, пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
Суд первой инстанции правильно руководствовался частями 1 и 1(1) статьи 3 Закона Иркутской области от 30 мая 2014 года N 54-ОЗ "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области", согласно которым глава муниципального образования Иркутской области, наделённого статусом муниципального района, городского округа или городского поселения, избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет, за исключением главы муниципального образования Иркутской области, наделённого статусом городского округа, на территории которого находится административный центр Иркутской области, избираемого представительным органом этого муниципального образования из своего состава сроком на пять лет.
В соответствии с указанными нормами главы всех муниципальных образований Иркутской области, наделённых статусом муниципального района, городского округа или городского поселения, за исключением городского округа города Иркутска, и так избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Следовательно, инициатива бюро комитета Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по настоящему административному делу направлена на проведение референдума по вопросу избрания главы единственного муниципального образования Иркутской области - городского округа города Иркутска.
Между тем вопрос избрания главы городского округа города Иркутска, на территории которого находится административный центр Иркутской области, уже урегулирован названным выше законом Иркутской области.
Таким образом, вопрос, предложенный инициативной группой - бюро комитета Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" для вынесения на референдум Иркутской области, не соответствует требованиям пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и аналогичным требованиям части 1 статьи 7 Закона Иркутской области "О референдуме Иркутской области".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку данные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного истца при рассмотрении и разрешении административного дела в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 18 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иркутского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2017 г. N 66-АПГ17-36
Текст определения официально опубликован не был