Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 декабря 2017 г. N 48-АПГ17-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лебина Александра Ивановича о признании недействующими решения Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области от 15 мая 2017 года N 96 "О внесении изменений и дополнений в Устав Яснополянского сельского поселения", изменений в Устав Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области по апелляционным жалобам Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области и Лебина А.И. на решение Челябинского областного суда от 04 сентября 2017 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда в части удовлетворения требований Лебина А.И. и в части взыскания в его пользу с Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области расходов по оплате государственной пошлины подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Советом депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области от 07 апреля 2017 года N 93 "О публичных слушаниях по внесению изменений в Устав Яснополянского сельского поселения" принято решение о проведении публичных слушаний по внесению изменений в Устав поселения, дата проведения которых назначена на 25 апреля 2017 года, утверждены организационный комитет по проведению публичных слушаний, Порядок учета предложений граждан по внесению изменений в Устав Яснополянского сельского поселения (приложение 1), Порядок участия граждан в обсуждении проекта решения Совета депутатов Яснополянского сельского поселения "О внесении изменений в Устав Яснополянского сельского поселения" (приложение 2).
Указанное решение, приложения 1 и 2, проект решения Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области "О внесении изменений и дополнений в Устав Яснополянского сельского поселения", приложением N 1 к которому являются изменения и дополнения в Устав Яснополянского сельского поселения, опубликованы в газете "Вперед" (N 15(19018) от 13 апреля 2017 года).
Согласно проекту решения Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области в Устав Яснополянского сельского поселения предлагалось внести следующие изменения: изложить в новой редакции подпункт 1 пункта 3 статьи 15, статью 18, пункт 4 статьи 35, подпункт 2 пункта 1 статьи 45.1, абзац 2 пункта 2 статьи 59.
21 апреля 2017 года в Совет депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области поступило письменное предложение от жительницы п. Ясные поляны Злоказовой Ирины Яковлевны, согласно которому предлагалось в пункте 1 статьи 11 Устава Яснополянского сельского поселения исключить слова "главы поселения", изложить пункт 2 статьи 33 в новой редакции и исключить пункт 3 статьи 33 Устава.
25 апреля 2017 года состоялись публичные слушания, по результатам которых Совету депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области рекомендовано не вносить в Устав Яснополянского сельского поселения изменения и дополнения, указанные в опубликованном проекте решения Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области, а также изменения, предложенные гражданкой Злоказовой И.Я.
Рекомендации публичных слушаний были опубликованы 04 мая 2017 года в газете "Вперед" (N 18 (19021)).
Решением Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области от 15 мая 2017 года N 96 "О внесении изменений в Устав Яснополянского сельского поселения" (далее решение Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области от 15 мая 2017 года N 96), опубликованным в газете "Вперед" 25 мая 2017 года (N 21(19024)), внесены изменения в Устав муниципального образования, поименованные в приложении N 1: в пункте 1 статьи 11 исключены слова "главы поселения", изложены в новой редакции подпункт 1 пункта 3 статьи 15, статья 18, пункт 2 статьи 33, пункт 4 статьи 35, подпункт 2 пункта 1 статьи 45.1, абзац 2 пункта 2 статьи 59, пункт 3 статьи 33 исключен.
Лебин А.И., являющийся жителем п. Ясные поляны Троицкого муниципального района Челябинской области (далее - поселение, сельское поселение), обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил признать решение Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области от 15 мая 2017 года N 96 "О внесении изменений и дополнений в Устав Яснополянского сельского поселения", и изменения, внесенные в соответствии с указанным решением в Устав Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области, незаконными и не действующими со дня принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что оспариваемое решение принято с нарушением процедуры: принятые изменения не были опубликованы в полном объеме; по результатам публичных слушаний внесение изменений было не рекомендовано; изменения в Устав поселения направлены на регистрацию не Главой администрации, а неправомочным лицом; до момента принятия оспариваемого решения гражданином Уссом Сергеем Николаевичем была направлена жалоба в суд, что являлось препятствием для внесения изменений в Устав поселения.
Решением Челябинского областного суда от 04 сентября 2017 года требования Лебина А.И. удовлетворены частично.
Решение Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области от 15 мая 2017 года N 96 "О внесении изменений и дополнений в Устав Яснополянского сельского поселения" признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части внесения изменений в пункт 1 статьи 11 и в пункты 2 и 3 статьи 33 Устава Яснополянского сельского поселения (пункты 1 и 4 Приложения N 1 к указанному решению).
На Совет депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области возложена обязанность опубликовать сообщение о принятом судом решении в газете "Вперед" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Постановлено взыскать с Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области в пользу Лебина Александра Ивановича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением и толкованием судом норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Левиным А.И. административных исковых требований.
В апелляционной жалобе, поданной на решение суда административным истцом Лебиным А.И., ставится вопрос об изменении решения суда в части признания оспариваемого решения и изменений, внесенных в пункт 1 статьи 11, пункты 2 и 3 статьи 33 Устава сельского поселения, не действующими не со дня вступления решения суда в законную силу, а с момента их опубликования.
Советом депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области, Прокуратурой Челябинской области представлены возражения на апелляционную жалобу Лебина А.И.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании частей 8, 9 статьи 96, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене в части исходя из следующего.
Удовлетворяя заявленные требования о признании оспариваемого решения Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области от 15 мая 2017 года N 96 не действующим в части внесения изменений в пункт 1 статьи 11 и в пункты 2 и 3 статьи 33 Устава Яснополянского сельского поселения, суд первой инстанции мотивировал свой вывод тем, что проект муниципального правового акта в части данных изменений не был опубликован для заблаговременного ознакомления жителей муниципального образования, чем были нарушены их права на участие в публичном обсуждении изменений Устава муниципального образования.
Оценивая доводы Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области о том, что внесенные гражданкой Злоказовой И.Я. предложения по изменению Устава поселения были внесены на публичные слушания, что обеспечило возможность их публичного обсуждения населением, суд в решении указал, что процедура учета предложений граждан по изменению Устава поселения не может подменять собой обязательные процедурно-процессуальные требования по порядку принятия изменений в Устав поселения.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может.
В соответствии с пунктом 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется гражданами, в том числе через выборные органы местного самоуправления.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Статьей 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что по вопросам местного значения органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 43 указанного Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Челябинской области от 11 июня 2015 года N 189-30 "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области" глава сельского поселения в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Таким образом, конкретный порядок избрания главы Яснополянского сельского поселения определяется уставом муниципального образования исходя из общих правил, установленных законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Исходя из положений части 1, пункта 1 части 3, части 4 статьи 28, части 3 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, части 6 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься вопросы по проекту устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений. По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.
Как предусмотрено частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального правового акта подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
В силу части 5 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Уставом Яснополянского сельского поселения (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений) предусмотрено, что Устав поселения является актом высшей юридической силы; муниципальные правовые акты публикуются в газете "Вперёд", обнародуются на информационных стендах поселения; проект Устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный Устав должны выноситься на публичные слушания; жители сельского поселения должны быть заблаговременно, не менее чем за 10 дней, оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний, ознакомлены с проектом муниципального правового акта; на указанных публичных слушаниях принимаются рекомендации, которые могут быть учтены в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления; оповещение о времени и месте проведения публичных слушаний, ознакомление с проектом муниципального правового акта осуществляется органами местного самоуправления через средства массовой информации, проекты муниципальных правовых актов подлежат опубликованию в официальном печатном издании (статьи 9, 15 Устава сельского поселения).
Из содержания Порядка учета предложений граждан по внесению изменений в Устав Яснополянского сельского поселения (далее - Порядок учета) и Порядка участия граждан в обсуждении проекта решения Совета депутатов Яснополянского сельского поселения "О внесении изменений в Устав Яснополянского сельского поселения" (далее - Порядок участия), которые являются приложениями 1 и 2 к решению Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области от 07 апреля 2017 года N 93 "О публичных слушаниях по внесению изменений в Устав Яснополянского сельского поселения", опубликованного в газете "Вперед" (N 15(19018) от 13 апреля 2017 года) предусмотрена возможность внесения гражданами предложений по изменению в Устав Яснополянского сельского поселения, которые подлежат систематизации и представлению участникам публичных слушаний.
Согласно пунктам 1, 2 Порядка участия граждане, проживающие на территории п. Ясные поляны, участвуют в обсуждении проекта решения Совета депутатов по внесению изменений в Устав Яснополянского сельского поселения путем внесения письменных предложений в сроки, установленные решением Совета депутатов о публичных слушаниях.
Порядком учета установлено, что предложения граждан по внесению изменений в проект Устава принимаются со дня опубликования проекта решения в газете "Вперед", подаются в письменной форме лично или по почте с указанием контактной информации в Совет депутатов сельского поселения, где регистрируются и передаются на рассмотрение оргкомитету по проведению публичных слушаний.
Прием письменных предложений по вопросам публичных слушаний заканчивается за три дня до проведения публичных слушаний.
Проект решения Совета депутатов о внесении предлагаемых изменений в Устав, сообщение о проведении публичных слушаний были опубликованы 13 апреля 2017 года в газете "Вперед" (N 15(19018) за 30 дней до дня принятия решения от 15 мая 2017 года N 96 "О внесении изменений и дополнений в Устав Яснополянского сельского поселения".
Письменное предложение о внесении изменений в Устав внесены Злоказовой И.Я., являющейся жительницей п. Ясные поляны, 21 апреля 2017 года в установленный Порядком учета срок в качестве предложения по опубликованному проекту решения "О внесении изменений и дополнений в Устав Яснополянского сельского поселения", в пределах обозначенной организатором публичных слушаний тематики, в связи с чем подлежало рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых 25 апреля 2017 года.
Оснований не вносить предложение Злоказовой И.Я. на публичные слушания у их организатора - Совета депутатов не имелось.
Действующим законодательством и Уставом Яснополянского сельского поселения не предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия публиковать предложения граждан, поступившие в пределах обозначенной тематики в порядке обсуждения первоначального проекта муниципального правового акта, размещенного в средствах массовой информации в сообщении о проведении предварительных слушаний.
Не установлена такая обязанность и в отношении органа местного самоуправления.
Как следует из протокола публичных слушаний, состоявшихся 25 апреля 2017 года, в ходе их проведения предметом рассмотрения являлись как опубликованный проект решения о внесении изменений в Устав сельского поселения, так и внесенные к указанному проекту неопубликованные в официальном печатном издании предложения Злоказовой И.Я., которыми предполагалось изменить установленный действующей редакцией Устава порядок избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах на избрание главы представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса вместо существующего порядка избрания главы.
На начало публичных слушаний на нем присутствовало 33 человека, а на момент его завершения - 36 человек.
По итогам публичных слушаний его участники рекомендовали Совету депутатов не вносить в Устав Яснополянского сельского поселения как изменения и дополнения в подпункт 1 пункта 3 статьи 15, статью 18, пункт 4 статьи 35, подпункт 2 пункта 1 статьи 45.1, абзац 2 пункта 2 статьи 59 Устава, проект решения о которых был опубликован 13 апреля 2017 года в газете "Вперед" (N 15(19018), так и предложения Злоказовой И.Я. об изменении пункта 1 статьи 11, пунктов 2 и статьи 33 Устава, внесенных ею в порядке обсуждения опубликованного проекта муниципального правового акта.
Из протокола публичных слушаний следует, что каждому из участвующих в указанном мероприятии была предоставлена возможность изложить свое мнение по рассматриваемому вопросу и обосновать свою позицию, при этом вносимые изменения были подвергнуты реальному общественному контролю.
Принятые на публичных слушаниях рекомендации опубликованы в 04 мая 2017 года в газете "Вперед" (N 18 (19021)).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что жителями Яснополянского сельского поселения в порядке осуществления общественного контроля было реализовано право на участие в публичном обсуждении проекта муниципального правового акта по вопросам местного значения, который в последующем был рассмотрен на заседании Совета депутатов Яснополянского сельского поселения 15 мая 2017 года, по результатам которого было принято решение N 96 "О внесении изменений в Устав Яснополянского сельского поселения".
Неопубликование в официальном печатном издании предложения Злоказовой И.Я. о внесении изменений в проект Устава сельского поселения в данном конкретном случае не является существенным процедурно - процессуальным нарушением принятия Советом депутатов оспариваемого административным истцом решения, поскольку результаты фактически проведенных публичных слушаний были учтены, при этом решение принято представительным органом местного самоуправления в рамках осуществления исключительных полномочий по внесению изменений и дополнений в Устав (пункт 1 статьи 23 Устава) и за него проголосовало 7 депутатов из 10, что соответствует необходимому количеству, установленному Уставом в пункте 3 статьи 59.
Таким образом, требования части 5 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ о принятии муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования были соблюдены.
Форма акта представительным органом местного самоуправления при его принятии не нарушена, а внесенные в Устав изменения, в том числе о порядке избрания главы поселения, соответствуют положениям Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ и Закона Челябинской области "О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области".
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Лебина А.И. и в части взыскания в его пользу с Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области расходов по оплате государственной пошлины не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований административного истца Лебина А.И. в указанной части.
Доводов о незаконности решения суда в части отказа в удовлетворении требований Лебина А.И. в апелляционных жалобах не содержится, в связи с чем оснований для его отмены в этой части не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Челябинского областного суда от 04 сентября 2017 года в части удовлетворения требований Лебина Александра Ивановича и в части взыскания в его пользу с Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области расходов по оплате государственной пошлины отменить.
Принять в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Лебина Александра Ивановича о признании не действующим со дня принятия решения Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области от 15 мая 2017 года N 96 "О внесении изменений и дополнений в Устав Яснополянского сельского поселения" в части внесения изменений в пункт 1 статьи 11 и в пункты 2 и 3 статьи 33 Устава Яснополянского сельского поселения (пункты 1 и 4 Приложения N 1 к указанному решению).
Отказать в удовлетворении ходатайства Лебина Александра Ивановича о взыскании в его пользу с Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Уточнить резолютивную часть решения Челябинского областного суда от 04 сентября 2017 года, указав об отказе в удовлетворении требований Лебина Александра Ивановича в остальной части, в этой части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 декабря 2017 г. N 48-АПГ17-21
Текст определения официально опубликован не был