Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 7 ноября 2017 года (протокол N 78 пункт 100) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 275182-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части приведения к единообразию терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Российской Федерации)", внесенному (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, Г.П. Ледковым, Т.С. Гоголевой, Е.А. Ямпольской и другими (далее - авторы), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается в целях унификации терминологии, касающейся коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - коренные малочисленные народы Севера) внести изменения в ряд федеральных законов, регулирующих вопросы гарантий прав этих народов при осуществлении ими традиционной деятельности и традиционного образа жизни.
Законопроектом предлагается в статье 1 Федерального закона от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", а также Федеральных законах от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", от 5 апреля 2009 года N 40-ФЗ в Закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" и других нормативных правовых актах уточнить сходные между собой определения понятий, касающихся коренных малочисленных народов Севера, а также ввести новые понятия - "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" и "традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов".
В пояснительной записке также указывается на необходимость устранения противоречий и соблюдения терминологического единообразия Федерального закона от 5 апреля 2009 года N 40-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р, в соответствии с которым утверждены перечни мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а также виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.
Комитет отмечает, что исходя из требований статье 11 Федерального закона от 07 мая 2001 года N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Закон о территориях традиционного природопользования) правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о них, на основании решений, утвержденных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти, а также органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, формирование которых осуществляется по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года N 631-р.
По мнению Комитета, рассматриваемый вопрос не может решаться посредством внесения отдельных и несогласованных между собой изменений в различные законодательные акты Российской Федерации. Предложенные изменения неоправданно ограничивают соответствующие понятия Закона о территориях традиционного природопользования, так как использование этих территорий для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера не ограничивается только хозяйственной деятельностью, поскольку применяемые в законе понятия "традиционное природопользование коренными малочисленными народами Севера" является более ёмким, чем понятие "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов".
Излишним является и предлагаемое дополнение статьи 49 Федерального закона N 52-ФЗ "О животном мире" понятием "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов", поскольку в действующем законе применяется более емкое понятие (статья 11 Закон о территориях традиционного природопользования).
Кроме того, новое определение понятия в совокупности с определением понятия "места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" приведёт к дублированию правового регулирования, предусмотренного положениями Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".
Из новой редакции части 4 статьи 24 Федерального закона N 33 "Об особо охраняемых природных территориях" (статья 6 законопроекта) следует, что использование природных ресурсов на территориях государственных природных заказников осуществляется исключительно коренными малочисленными народами Севера, в целях обеспечения защиты исконной среды обитания и создания традиционного образа жизни.
Такой подход не только сужает область применения самого закона (круг лиц, на которых распространяется его действие), но и противоречит общим положениями законодательства в области указанных правоотношений, согласно которым, использование природных ресурсов осуществляется не только коренными малочисленными народами Севера, и их общинами, но также и иными этническими общностями.
Также требуют дополнительного обсуждения предложение в части устранения имеющихся различий понятийного аппарата федеральных законов от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", от 15 февраля 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", от 25 января 2002 года N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения", от 21 июля 2005 года N 108-ФЗ "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи" и их приведению к единому смысловому значению, но с формулировкой "коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока".
Комитет отмечает, что законопроект ограничивается лишь уточнением отдельных норм вышеуказанных кодифицированных законодательных актов Российской Федерации и ряда федеральных законов. В тоже время из законопроекта не ясно, какие именно противоречия он устраняет.
Для достижения целей законопроекта также необходимо определить соотношение понятий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности, территории традиционного природопользования и мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в отношении коренных малочисленных народов Севера.
Кроме того, считаем необходимым рекомендовать ответственному Комитету при принятии законопроекта в первом чтении учесть мнение Общероссийской общественной организации "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
С учетом вышеизложенного Комитет поддерживает концепцию законопроекта и полагает, что в предложенной редакции законопроект может быть поддержан с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.