Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Изидолг"" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Заказчик), ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" (далее - Уполномоченный орган) при проведении АО "Российский аукционный дом" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному содержанию и техническому обслуживанию здания Федерального агентства железнодорожного транспорта (номер извещения - 0373100007117000056) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к товарам, в том числе, требования к характеристикам товаров, к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний
Представители Уполномоченного органа в письменных пояснениях не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.11.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 17 238 000 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 26.12.2017;
4) дата проведения Аукциона - 29.12.2017
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) до участия в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) в период проведения Аукционе предложение о цене контракта подавал 1 участник закупки;
8) 09.01.2018 с победителем Аукциона ООО "Сокол" заключен государственный контракт по цене 17 151 810 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком Уполномоченным органом неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Комиссией установлено, что извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 11.12.2017, при этом дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе, установленная Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе и ЕИС - 26.12.2017, что является 15 днем, с даты размещения в ЕИС извещения о проведении Аукциона.
Учитывая, что срок подачи заявок на участие в Аукционе, установленный Заказчиком, Уполномоченным органом не соответствует требованиям гражданского законодательства Российской Федерации и Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к характеристикам товаров, к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены в том числе, следующие требования к товарам, так, например: по товару "Смеси сухие. Тип 1" - "Температура применения +5 - +25 °С. Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть менее 2.5 мм. Средняя прочность затвердевшего раствора должна быть более 50 кгс/см2"; по товару "Песок" - "Содержание зерен крупностью свыше 10 мм должно быть не более 0,5% по массе; отсутствует. Содержание зерен крупностью свыше 5 мм должно быть не более 10% по массе; отсутствует. Истинная плотность зерен должна быть от 2,5 до 2,8 г/см3. Полный остаток на сите N 063 должно быть менее 10% по массе или не нормируется. Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм должно быть не более 20% по массе или не нормируется"; по товару "Низкопенный кислотный промышленный обезжириватель" - "Для уборки полов должен быть от 11 до 21% рабочий раствор. Минимальная концентрация должна быть не менее 12%. Максимальная концентрация должна быть не более 200 мл в 1 л рабочего раствора. Расход средства должен быть от 20 мл до 50 мл на 1 мл/м2"; по товару "Средство для чистки изделий из пластмассы" - "Концентрация рабочих растворов для очистки от загрязнений от 5 до 15%. Концентрация рабочих растворов в качестве моющего средства при санитарной уборке не должно быть более 3%. Внешний вид Должна быть прозрачная жидкость. Содержание поверхностно активных веществ не менее 8.5%".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Комиссией установлено, что в техническом задании документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлено, в том числе, что товары и материалы должны соответствовать действующим нормативным документам, а также перечисленным в техническом задании документации об Аукционе ГОСТ.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в техническом задании документации об Аукционе и в инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе надлежащим образом не установлено, какому из перечисленных в техническом задании документации об Аукционе ГОСТ должен соответствовать конкретный товар, сведения в отношении которого предоставляются участником закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе, что по мнению Комиссии, вводит участников закупки в заблуждение.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, позволяющую участникам закупки однозначно определить порядок предоставления сведений в отношении товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе, в части требований о соответствии вышеуказанных товаров ГОСТ, перечисленных в документации об Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Изидолг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 3 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по результатам проведения Аукциона заключен государственный контракт, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 09.01.2018 N 18/44/105/5 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 января 2018 г. N 18/44/105/7 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был