Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Сичкарь Д.А. (далее - Заявитель) на действия ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Управлением судебного департамента в г. Санкт-Петербурге (далее - Заказчик), аукционной комиссией Управления судебного департамента в г. Санкт-Петербурге (далее - Аукционная комиссия), Оператором электронной площадки электронного аукциона на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (номер извещения 0172100008117000115) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в установлении даты окончания подачи заявок на участие в Аукционе на 06.01.2018 (нерабочий день).
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок услуг www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) - 29.12.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) дата рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе - 09.01.2018;
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Оператор электронной площадки, неправомерно установил дату окончания подачи заявок на участие в Аукционе на 06.01.2018 (нерабочий день).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 29.12.2017. При этом дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.01.2018, то есть на восьмой день.
Представитель Оператора электронной площадки представил сведения, согласно которым Оператором электронной площадки получены сведения из ЕИС о дате окончания подачи заявок, дате проведения Аукциона.
При этом, в соответствии с Законом о контрактной системе дату окончания подачи заявок, дату проведения Аукциона устанавливает Заказчик.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заявителя явку не обеспечил, а также не представил доказательств, свидетельствующих о том, что Оператором электронной площадки в нарушение требований Закона о контрактной системе неправомерно установлена дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. При этом при проведении внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, товарный знак, фирменное наименование предоставляются участником закупки в составе заявки только при их наличии.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 09.01.2018 N 0172100008117000115-1 участнику с порядковым номером "2" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года (непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года, или предоставление недостоверной информации), а именно: участник закупки не предоставил информацию о товарных знаках (словесное обозначение), фирменных наименованиях в отношении предлагаемых им для использования при оказании услуг товарах. При этом в заявке на участие в электронном аукционе участник предоставил информацию о соответствии предлагаемых им для использования при оказании услуг товарах соответствующим стандартам (ГОСТ 4754-97). Документами, подтверждающими соответствие той или иной продукции соответствующим стандартам и техническим регламентам согласно Федеральному закону N 184-ФЗ от 07.12.2002 года, являются: декларация о соответствии, сертификат соответствия и иные документы, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации. В данных документах указывается информация об изготовителе и об объекте подтверждения соответствия. Также согласно ГОСТ 4754-97 на покрышку наносят следующие обязательные надписи: товарный знак и (или) наименование изготовителя, торговую марку (модель шины). Таким образом, предоставляя информацию о соответствии предлагаемых участником для оказания услуг товарах тем или иным стандартам и техническим регламентам, при этом, не предоставляя информацию, позволяющую идентифицировать предлагаемый товар, участник предоставляет недостоверную информацию о предлагаемых им товарах".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 184-ФЗ следует читать как "27 декабря 2002 г."
Согласно документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: "согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
На заседании Комиссии установлено, что заявка участника закупки с порядковым номером "2", содержит конкретные показатели используемого товара, а также указана страна происхождения товара, без указания товарного знака, а именно: "страна производитель Россия".
Вместе с тем, на заседание Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что предлагаемые Заявителем товары имеют товарные знаки и фирменные наименования. Указание в заявке на соответствие предлагаемых товаров техническим регламентам и стандартам не свидетельствует об обязательном наличии товарных знаков и фирменных наименованиях.
Кроме того, согласно положениям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе в составе заявки участникам закупки необходимо указывать товарный знак товаров, фирменное наименование только при их наличии у товара, предлагаемого к использованию при оказании услуг.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участнику с порядковым номером "2" в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона наряду указывается информация в соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В разделе III "Описание объекта закупки" Техническое задание документации об Аукционе установлено:
"Оригинальные детали, не вошедшие в перечень запасных частей, устанавливаются на автомобили с учетом обоснованной цены от дилера за единицу товара, с учетом коэффициента понижения на электронном аукционе".
Техническое задание документации об Аукционе содержит перечень применяемых запасных частей для ремонта и обслуживания автомобилей марки FORD, содержащий наименования и коды деталей.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что документации об Аукционе неправомерно содержит положения о возможности закупки товаров, работ услуг, не предусмотренных документацией об Аукционе.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения исполнителя, в связи с тем, что информация, указывающая на невозможность участниками закупки направить запрос на разъяснение положений документации об Аукционе, на заседании Комиссии не представлена.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ИП Сичкарь Д.А. необоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 63, пунктов 1, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы дела от 22.01.2018 N 18/44/105/57 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 января 2018 г. N 18/44/105/57 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был