Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "РеалКомп" (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в Московской области (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией Управления судебного департамента в Московской области (далее - Аукционная комиссия), АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку противопожарных дверей с установкой для обеспечения нужд районных (городских) судов Московской области и гарнизонных военных судов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0348100021717000182) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
2. Заказчиком не дан ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе.
Представитель Заказчика согласился с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 30.12.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 31.01.2018.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 20 Информационной карты части 2 документации об Аукционе установлены "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе", а именно "Заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей. Первая и вторая части заявки на участие в электронном аукционе должны содержать информацию и документы, указанные в пункте 19 Информационной карты документации об аукционе. Конкретные показатели, указываемые в первой части заявки на участие в аукционе, должны соответствовать значениям, установленным в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об аукционе, в том числе с учетом инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов), указанной в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об аукционе".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Приложение N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе содержит требования к поставляемому товару. При этом документация об Аукционе не содержит инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в документации об Аукционе допущена техническая ошибка, которая повлекла отсутствие инструкции.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком не дан ответ на запрос разъяснений положений документации, направленный Заявителем в адрес Заказчика 11.01.2018 N 198.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что Заказчиком в ЕИС размещен ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе от 17.01.2018 N РД1 "Дача разъяснений 198". При этом ответ на запрос разъяснений положений документации дан Заказчиком с нарушением срока, установленного частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, разместившего ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе с несоблюдением срока, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующие требования к участникам закупки:
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 19 Информационной карты раздела 2 документации об Аукционе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, в том числе, "Вторая часть заявки на участие в электронному аукционе должна содержать следующие документы и информацию: декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе".
При этом, в Информационной карте части 2 документации об Аукционе установлено, в том числе, что "Следующая информация изменяет и (или) дополняет положения Части 1. Общие положения. При возникновении противоречий положения настоящей части и положения Закона о контрактной системе имеют приоритет над положениями Части 1. Общие положения".
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к составу заявки, выразившиеся в не установлении требования о декларировании участниками закупки соответствия требованиям, установленным пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Изучив проект государственного контракта документации о Запросе предложений, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте контракта не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "РеалКомп" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 19.01.2018 по делу N 18/44/105/50 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 января 2018 г. N 18/44/105/50 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был